Рейтинг@Mail.ru

Правило (стандарт) аудиторской деятельности

Одобрено

Комиссией по аудиторской деятельности

при Президенте Российской Федерации

27 апреля 1999 г.

Протокол N 3

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является установление требований, предъявляемых к аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, в вопросах получения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего использования при проведении аудита.

--------------------------------

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение методов и источников получения знаний о деятельности экономического субъекта;

б) установление порядка использования полученных знаний о деятельности экономического субъекта при проведении аудита;

в) перечисление и классификация факторов, влияющих на финансово - хозяйственную деятельность экономического субъекта.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Необходимость понимания деятельности

экономического субъекта

2.1. До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

2.2. Факторами, определяющими необходимость понимания деятельности экономического субъекта, являются:

а) экономическая политика экономического субъекта в отчетный период (периоды), ее стратегии и тактики;

б) проводимая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;

в) идентификация хозяйственных операций, осуществляемых экономическим субъектом; возможность качественного проведения аудита;

г) правильность применения нормативно - правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

д) обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2.3. Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:

а) основная деятельность;

б) инвестиционная деятельность;

в) прочие операции, в том числе внереализационные.

2.4. Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита. При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

2.5. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует. Понимание деятельности экономического субъекта, требуемое от аудиторской организации, может быть менее глубоким, чем это необходимо для управления экономическим субъектом.

2.6. Факторы, влияющие на финансово - хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на:

а) внешние факторы - общие экономические и отраслевые факторы, детальное описание которых приведено в приложении 1 (группы I, II и IV);

б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта, детальное описание которых приведено в приложении 1 (группы III, IV и V).

2.7. Понимание деятельности экономического субъекта (и быстрота его приобретения) зависит от квалификации аудитора, который участвует в проведении аудита, и должно быть, по возможности, достаточным для качественного проведения проверки. До начала проверки аудиторская организация должна в целом понимать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита.

2.8. До проведения проверки аудиторская организация должна получить первоначальные знания особенностей отрасли, права собственности, управления и операций экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность в понимании деятельности экономического субъекта для проведения аудита. Полученные знания она обязана использовать при планировании аудита. Порядок и принципы планирования аудита регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита". Пополнение информации, необходимой для углубления понимания деятельности экономического субъекта, осуществляется на всех стадиях аудита как руководителем аудиторской проверки, так и членами аудиторской группы; при этом руководитель должен в данном вопросе предъявлять к членам аудиторской группы достаточно высокие требования.

2.9. При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выполнить процедуры для выявления существенных изменений, произошедших со времени проведения последней аудиторской проверки в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

2.10. Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны обеспечить полное и своевременное предоставление информации, необходимой для понимания деятельности этого экономического субъекта. Получение такой информации должно быть предусмотрено в общем плане аудита, при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации.

3. Методы получения знаний о деятельности

экономического субъекта

3.1. Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:

а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);

б) анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые условия региона);

в) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;

г) знакомство с организацией и технологией производства;

д) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);

е) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;

ж) сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных поставщиках и покупателях;

з) анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);

и) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

к) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);

л) знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

3.2. При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор должен иметь достаточно глубокое понимание деятельности экономического субъекта, чтобы установить, насколько ему нужна консультация того или иного специалиста, или привлечение последнего в качестве эксперта. Привлечение к работе эксперта регламентировано правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

3.3. В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей. Порядок применения аналитических процедур регламентируется правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аналитические процедуры".

4. Источники получения знаний о деятельности

экономического субъекта

4.1. Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

а) официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

б) статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;

в) нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

г) результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

д) разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта (в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта"), беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;

е) запросы третьим лицам;

ж) консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

з) учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

и) осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;

к) результаты проведения аналитических процедур; выявление необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

л) идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;

м) результаты работы с привлеченными специалистами - экспертами;

н) знакомство с реестром акционеров;

о) использование знаний, накопленных из предыдущего опыта аудитора;

п) материалы налоговых проверок и судебных процессов.

4.2. Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита".

5. Использование полученных знаний о деятельности

экономического субъекта

5.1. Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита в целях:

а) квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита;

б) рационального планирования аудита;

в) эффективного проведения аудита;

г) определения аудиторского риска и его составляющих, а также уточнения уровня существенности;

д) оценки системы внутреннего контроля;

е) выбора видов и методов выполнения аналитических процедур;

ж) оценки и обоснования получаемых аудиторских доказательств;

з) оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта;

и) определения областей, где могут потребоваться специальные аудиторские знания;

к) определения третьих сторон и операций, связанных с третьими сторонами;

л) выявления противоречивой информации;

м) достижения высокой степени профессионализма при опросах и обслуживании экономического субъекта;

н) в других целях.

5.2. На этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь информацию о состоянии имущества и обязательств экономического субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу.

5.3. В процессе планирования аудита аудиторская организация обязана пополнять и учитывать полученные знания о деятельности экономического субъекта при отборе необходимых аналитических процедур <*>, составлении плана и программы аудита, при расчете аудиторского риска и его составляющих <**>.

--------------------------------

<*> Например, обладая информацией об отраслевых особенностях, полезно проводить внутриотраслевые сравнения.

<**> Например, сбор информации о правовых обязательствах может существенно повлиять на оценку аудиторского риска и уточнение уровня существенности.

5.4. Для того, чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудиторская организация обязана получить более детальную информацию о деятельности экономического субъекта. При этом аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.

5.5. В процессе проведения аудита аудиторская организация обязана уточнить на текущий момент информацию, полученную ранее, включая информацию предшествующего аудиту периода. Это необходимо для того, чтобы правильно и своевременно производить корректировку видов, трудоемкости и объема необходимых аудиторских процедур, оценку и обоснование аудиторских доказательств, выявление противоречивой информации.

5.6. На завершающей стадии аудита углубленное понимание деятельности экономического субъекта необходимо в целях произведения контрольных аналитических процедур и подтверждения правильности окончательных выводов о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта.

5.7. В целях обеспечения достаточного понимания деятельности экономического субъекта аудиторская организация обязана на стадии планирования правильно подобрать персонал для проведения аудита. При этом надо учитывать уровень квалификации и опыта проведения аудита, преемственность персонала, а также психологическую совместимость внутри группы аудиторов.

5.8. В процессе выполнения аудита аудиторская организация должна обеспечить контроль за тем, чтобы члены аудиторской группы получили достаточные данные относительно сущности деятельности проверяемого экономического субъекта, которые позволили бы им качественно выполнить необходимый объем работ. Кроме того, руководитель аудиторской проверки обязан контролировать процесс пополнения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта новыми сведениями; а также в целях качественного проведения аудита обеспечить обмен получаемыми в процессе аудита данными внутри группы аудиторов.

5.9. Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

а) история развития экономического субъекта;

б) перечень осуществляемых видов деятельности;

в) положения учетной политики и ее последовательные изменения;

г) другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

Документирование и хранение информации о деятельности экономического субъекта должно осуществляться в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита".

5.10. При комплектации постоянного файла аудиторская организация должна следить за его периодическим пополнением и обновлением по итогам аудиторских проверок данного экономического субъекта.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

I группа. Общеэкономические факторы

1. Состояние экономики в целом (например, рост или спад производства).

2. Процентные ставки и возможности финансирования.

3. Уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация.

4. Государственная политика, в том числе:

а) денежно - кредитная;

б) финансово - бюджетная;

в) фискальная;

г) финансовое стимулирование;

д) тарифы, торговые ограничения.

5. Курсы иностранных валют и валютный контроль.

II группа. Отраслевые факторы

1. Рынок и конкуренция.

2. Цикличность (сезонность) деятельности.

3. Изменения в технологии производства.

3. Предпринимательский риск (например, легкость вхождения для конкурентов и прочие).

4. Спад или расширение отрасли.

5. Неблагоприятные условия (например, падение спроса, проблемы с производственными мощностями, серьезная ценовая конкуренция).

6. Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций.

7. Основные экономические показатели и статистические данные.

8. Требования и проблемы, связанные с охраной окружающей среды.

9. Нормативно - правовая база.

10. Энергоснабжение и затраты.

III группа. Индивидуальные факторы

1. Корпоративная структура - частное, общественное, государственное предприятие (включая любые происходящие или запланированные изменения).

2. Акционеры - бенефициары и третьи стороны (местная, зарубежная, деловая репутация и опыт).

3. Структура капитала (включая любые происходящие или запланированные изменения).

4. Организационная структура.

5. Цели, философия, стратегические планы управления.

6. Приобретения, слияния или сокращение деятельности экономического субъекта (запланированные или осуществленные в последнее время).

7. Источники и методы финансирования (текущие, первоначальные).

8. Совет директоров, в частности:

а) состав совета;

б) деловая репутация и квалификация руководителей, входящих в совет;

в) независимость от исполнительного руководства и контроль за его деятельностью;

г) периодичность проведения собраний;

д) наличие службы внутреннего контроля и масштаб ее деятельности;

е) наличие политики в отношении корпоративного поведения.

9. Качество управления экономическим субъектом, в частности:

а) квалификация и репутация руководства;

б) ротация персонала;

в) ведущий финансовый персонал и его статус в организации;

г) обеспечение бухгалтерии персоналом;

д) система поощрительных вознаграждений и стимулов как часть оплаты (например, на основе прибыли);

е) использование прогнозов и смет;

ж) давление на управление (например, чрезмерная загруженность);

з) доминирование одного лица, поддержка цены акций, неприемлемые сроки объявления результатов;

й) системы управленческой информации.

10. Деятельность внутреннего аудита (наличие, качество).

11. Отношение к внутренним средствам и методам контроля.

IV группа. Факторы, связанные с особенностями

экономической деятельности

1. Характер экономического субъекта (например, производитель, оптовое торговое предприятие, предприятие по оказанию финансовых услуг, предприятие, осуществляющее импортные или экспортные операции).

2. Местонахождение средств производства, складов, офисов.

3. Работа по найму (например, местоположение, обеспечение, уровни заработной платы <*>, коллективные договоры, пенсионные обязательства, государственное регулирование).

--------------------------------

<*> Следует учитывать также ритмичность и формы выплаты заработной платы.

4. Товары или услуги и рынки (например, основные клиенты и контракты, условия оплаты <*>, рентабельность <**>, доля рынка, конкуренты, экспорт, политика цен, репутация товаров, гарантии, книга заказов, тренды, рыночная стратегия и цели, производственные процессы).

--------------------------------

<*> Следует учитывать долю бартерных операций, оплату по системе взаимозачета, выдачу векселей и т.д.

<**> Следует учитывать также наличие сделок по цене не выше себестоимости.

5. Основные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность снабжения, условия оплаты, импорт, методы доставки, такие как "своевременные").

6. Запасы (например, местоположения, количество).

7. Коммерческие концессии, лицензии, патенты.

8. Категории основных расходов.

9. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы.

10. Валютные фонды, обязательства и операции по валюте <*>, хеджирование валютообменных операций.

--------------------------------

<*> Следует учитывать влияние курсовых разниц на формирование финансового результата.

11. Законодательство и инструкции, оказывающие значительное влияние на деятельность предприятия.

12. Информационные системы - состояние на текущий момент и планы их изменения.

13. Структура долгов, включая условия и ограничения.

V группа. Финансовые факторы

1. Системы прогнозирования доходов и финансовых потоков.

2. Лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы).

3. Доступность кредитов.

4. Другие финансовые источники.

5. Валютные операции и процентные ставки.

6. Операции с ценными бумагами.

7. Сравнение с прибыльностью производственных операций.

VI группа. Нормативно - правовые факторы

1. Учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности.

2. Нормативные и законодательные акты, система налогообложения.

3. Меры государственного регулирования: средства, методы и требования.

4. Аудиторские требования представления отчетности.

5. Пользователи бухгалтерской отчетности.

Другие документы по теме
(утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.1997) (вместе с "Типовым положением о порядке выполнения работ повышенной опасности на предприятиях и в организациях лесопромышленного комплекса", "Положением о порядке расследования и учета некатегорированных аварий, не относящихся к авариям 1 и 2 категорий, и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев, на химических предприятиях лесной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России")
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.11.1973 N 1131-73)
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 20.06.1982 N 2527-82)
Ошибка на сайте