Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росреестра от 22.03.2023 N 14-2290-ТГ/23

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 22 марта 2023 г. N 14-2290-ТГ/23

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, учитывая информацию территориальных органов Росреестра, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр), Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), предоставленную в связи с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направленное в Генеральную прокуратуру Российской Федерации мнение Росреестра по вопросу соблюдения требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) при продаже доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (далее - Участок), сообщает.

Из описанной в вышеуказанном письме ситуации можно сделать вывод, что "конечной" целью была продажа продавцом покупателю именно Участка, что было осуществлено путем заключения двух сделок (по продаже долей в праве общей собственности на Участок), причем "второй" договор купли-продажи "оставшейся" доли в праве общей собственности на Участок был удостоверен нотариально.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 статьи 8 Закона N 101-ФЗ сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Если Участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и (исходя из вида его разрешенного использования) подпадает под регулирование Закона N 101-ФЗ, сделки с Участком (долями в праве общей собственности на него) осуществляются не в связи с исключениями, указанными в пункте 1 статьи 8 Закона N 101-ФЗ, на наш взгляд, продажа Участка должна осуществляться с соблюдением требований статьи 8 Закона N 101-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 названной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства; если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Одним из этапов осуществления государственной регистрации прав в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, проводимая на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором прав правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации прав документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.

Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

При осуществлении государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов государственный регистратор прав в ходе проведения их правовой экспертизы не проверяет законность сделки, однако устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, наличие (отсутствие) ограничений (обременений) прав, препятствующих проведению регистрации, а также других оснований для ее приостановления и отказа в государственной регистрации прав в соответствии со статьями 26, 27 Закона N 218-ФЗ.

Ничтожными являются сделки, которые недействительны по основаниям, установленным законом, независимо от признания недействительности судом (пункт 1 статьи 166 ГК).

К ничтожным сделкам в соответствии с ГК относятся: сделки, являющиеся такими в силу прямого указания закона, например, мнимые и притворные сделки (170 ГК), сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (статья 169 ГК), сделки, совершенные без обязательного нотариального удостоверения (пункт 3 статьи 163 ГК); сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, если из закона не следует, что такие сделки оспоримы или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК).

Таким образом, с учетом установленной статьей 66 Закона N 218-ФЗ ответственности органа регистрации прав за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных Законом N 218-ФЗ, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уголовной ответственности, установленной статьей 170 Уголовного кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, при выявлении государственным регистратором прав признаков ничтожности сделки, в том числе нотариально удостоверенной сделки, осуществление государственной регистрации прав должно быть приостановлено в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, принимая также во внимание мнение Верховного Суда Российской Федерации (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2015 N 310-ЭС15-11461 по делу N А68-10505/2014), руководителям, исполняющим обязанности руководителей территориальных органов Росреестра, Госкомрегистра, Севреестра, необходимо обеспечить соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении регистрационных действий в подобных случаях, а также доведение до сведения государственных регистраторов прав соответствующей информации.

Т.А.ГРОМОВА

Другие документы по теме
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2023 года>
(утв. Минспортом России 27.02.2023, Общероссийской общественной организацией "Российская федерация Го")
(утв. Минспортом России 20.02.2023, Общероссийской общественной организацией "Федерация бокса России" 15.02.2023)
(утв. Минспортом России 21.02.2023, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата" 17.02.2023)
Ошибка на сайте