Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Рособрнадзора от 31.03.2022 N 02-77

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2022 г. N 02-77

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования и учета в работе Методические рекомендации по организации и проведению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Е.Е.СЕМЧЕНКО

Приложение

к письму Рособрнадзора

от 31.03.2022 N 02-77

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕДАННЫЕ

ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ -

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

1. Общие положения

Целью настоящих Методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - контрольный (надзорный) орган), контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор), является формирование единой правоприменительной практики контрольных (надзорных) органов в рамках исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору).

Деятельность по реализации государственного контроля (надзора) должна быть направлена на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения значений целевых показателей государственного контроля (надзора) с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.

Повышение эффективности результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) может быть достигнуто в результате деятельности контрольных (надзорных) органов за счет соблюдения принципов государственного контроля (надзора).

Предметом государственного контроля (надзора) являются <1>:

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Контролируемые лица <2> - организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, контролируемые лица).

--------------------------------

<2> Пункт 3 Положения.

Объектом государственного контроля (надзора) <3> (далее - Объект ГК(Н)) является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

--------------------------------

<3> Пункт 4 Положения.

2. Нормативная правовая основа осуществления

государственного контроля (надзора)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение);

постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";

постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2013 N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";

постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования";

постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 N 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности";

постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года";

постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" (далее - ЕРКНМ);

постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";

постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов";

постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2168 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - приказ Минэкономразвития России N 151);

приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - приказ Рособрнадзора N 1336);

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.11.2021 N 1500 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и требований к содержанию отчета и его составлению" (далее - приказ Рособрнадзора N 1500);

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27.12.2021 N 1698 "Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";

перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утверждаемый Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Перечень обязательных требований).

3. Учет объектов государственного контроля (надзора).

Отнесение объектов государственного контроля (надзора)

к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям

3.1. Контрольные (надзорные) органы ведут учет Объектов ГК(Н).

Учет Объектов ГК(Н) осуществляется посредством:

- реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (далее - Реестр лицензий);

- государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" (далее - Реестр аккредитованных образовательных организаций);

- государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (подсистемы ГИС Надзора - информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования (АКНД ПП);

- федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО);

- иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.

3.2. Контрольным надзорным органом обеспечивается:

- полнота, достоверность и актуальность вносимых сведений в АКНД ПП, Реестр лицензий, Реестр аккредитованных образовательных организаций;

- анализ информации об Объектах ГК(Н) путем сопоставления информации, содержащейся в информационных системах, и поступающей в рамках межведомственного информационного взаимодействия (направление запросов с целью проверки достоверности сведений об Объектах ГК(Н).

3.3. При осуществлении учета Объектов ГК(Н) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных (региональных) или муниципальных информационных ресурсах.

3.4. Объекты ГК(Н) ежегодно подлежат отнесению к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).

3.5. Положением установлены 3 категории риска:

1) низкая категория риска - деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании лицензии;

2) средняя категория риска:

- наличие обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения, о фактах нарушения обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении Объекта ГК(Н) к определенной категории риска;

или

- наличие вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП): статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении Объекта ГК(Н) к определенной категории риска;

3) высокая категория риска - при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в средней категории риска.

3.6. Выдача лицензии на осуществление образовательной деятельности является основанием для отнесения Объекта ГК(Н) к низкой категории риска (в течение 5 рабочих дней с даты выдачи лицензии).

3.7. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

3.8. Категорирование Объектов ГК(Н) проводится до организации работы по планированию контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Организация проведения плановых контрольных

(надзорных) мероприятий

4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

4.2. Формирование проектов ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в машиночитаемом виде посредством ЕРКНМ.

4.3. Согласованные с органами прокуратуры планы контрольных (надзорных) мероприятий также подлежат обязательному размещению в личном кабинете контрольного (надзорного) органа в АКНД ПП в формате .xls.

4.4. В план контрольных (надзорных) мероприятий подлежит включению исчерпывающий перечень совершаемых контрольных (надзорных) действий в рамках конкретного контрольного (надзорного) мероприятия. Сведения о контрольных (надзорных) действиях отражаются также в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

4.5. Не допускается проведение контрольных (надзорных) действий, не указанных в плане контрольных (надзорных) мероприятий.

4.6. Контрольные (надзорные) мероприятия включаются в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий по результатам категорирования Объектов ГК(Н) с учетом установленной периодичности:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - один раз в 4 года;

в отношении Объектов ГК(Н), отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

4.7. Проект плана контрольных (надзорных) мероприятий до 1 октября года, предшествующего году реализации плана, представляется на согласование в региональные органы прокуратуры <4>.

--------------------------------

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".

5. Организация проведения внеплановых контрольных

(надзорных) мероприятий

5.1. Основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям <5> либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований <6>, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

--------------------------------

<5> Статья 58 Федерального закона N 248-ФЗ.

<6> Приказ Рособрнадзора N 1336.

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.2. В рамках государственного контроля (надзора) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок. <7>

--------------------------------

<7> Пункт 66 Положения.

5.3. Порядок рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установлен статьей 59 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.4. При подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых является нарушением согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований) должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

5.5. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия) по форме, установленной приказом Минэкономразвития России N 151.

5.6. Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.

6. Контрольные (надзорные) мероприятия <8>

--------------------------------

<8> Раздел V Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только путем совершения должностными лицами контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий.

Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.

Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения сведений о нем в ЕРКНМ <9>, за исключением случаев неработоспособности ЕРКНМ, зафиксированных оператором реестра.

--------------------------------

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415".

При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

1) документарная проверка;

2) выездная проверка;

3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):

4) выездное обследование.

6.1. Документарная проверка <10>

--------------------------------

<10> Статья 77 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.1.1. Документарная проверка проводится на основании решения <11> уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа по месту нахождения контрольного (надзорного) органа.

--------------------------------

<11> Приказ Минэкономразвития России N 151.

6.1.2. Срок проведения - не более 10 рабочих дней.

6.1.3. Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий.

1) Истребование документов <12>.

--------------------------------

<12> Статья 80 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет").

Перечень истребуемых документов указывается в решении контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Не допускается требовать у контролируемого лица представление документов, которые не предусмотрены Перечнем обязательных требований и не указаны в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Срок представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов не может быть менее 2 рабочих дней.

2) Получение письменных объяснений <13>.

--------------------------------

<13> Статья 79 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе документарной проверки у контролируемого лица могут запрашиваться письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (срок представления - не менее 2 рабочих дней).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме. <14>

--------------------------------

<14> Часть 2 статьи 79 Федерального закона N 248-ФЗ.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления <15>.

--------------------------------

<15> Часть 3 статьи 79 Федерального закона N 248-ФЗ.

3) Экспертиза <16>.

--------------------------------

<16> Статья 84 Федерального закона N 248-ФЗ.

В случае если в рамках документарной проверки запланировано проведение экспертизы, то такая экспертиза осуществляется экспертом (экспертной организацией) непосредственно в ходе проведения документарной проверки по месту осуществления деятельности эксперта (экспертной организации). Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

6.1.4. По окончании проведения документарной проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки) в двух экземплярах по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. К акту проверки приобщаются документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.

6.1.5. В случае устранения выявленного нарушения обязательных требований до окончания проведения проверки в акте проверки указывается факт его устранения.

6.1.6. Один экземпляр акта проверки направляется в течение 5 рабочих дней со дня окончания документарной проверки посредством почтовой связи (с уведомлением о вручении) и (или) электронной почты (при наличии), или посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

6.2. Выездная проверка <17>

--------------------------------

<17> Статья 73 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.2.1. Выездная проверка проводится на основании решения <18> уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия (в том числе посредством аудио- или видеосвязи).

--------------------------------

<18> Приказ Минэкономразвития России N 151.

6.2.2. Срок проведения - не более 5 рабочих дней.

6.2.3. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

6.2.4. Срок проведения проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - 5 рабочих дней (отдельно по каждому филиалу организации).

6.2.5. Срок проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, - 5 рабочих дней.

6.2.6. Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия (в том числе посредством аудио- или видеосвязи) - 10 рабочих дней.

6.2.7. Контролируемое лицо уведомляется о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления копии решения о проведении выездной проверки посредством почтовой связи (с уведомлением о вручении) и (или) по электронной почте (при наличии), или посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

6.2.8. Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий.

1) Осмотр <19>.

--------------------------------

<19> Статья 76 Федерального закона N 248-ФЗ.

Осмотр проводит в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

Контрольный (надзорный) орган для фиксации доказательств нарушений обязательных требований вправе использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.

2) Опрос <20>.

--------------------------------

<20> Статья 78 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган вправе проводить опрос контролируемого лица или его представителя, иных лиц, располагающих информацией, в том числе обучающихся, по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте проверки в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия. Протокол опроса приобщается к акту проверки.

Контрольный (надзорный) орган для фиксации доказательств нарушений обязательных требований вправе использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.

3) Истребование документов.

Контрольный (надзорный) орган вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет").

Перечень истребуемых документов указывается в решении контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Не допускается требовать у контролируемого лица представление документов, которые не предусмотрены Перечнем обязательных требований и не указаны в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Срок представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов не может быть менее 2 рабочих дней.

4) Получение письменных объяснений.

В ходе выездной проверки у контролируемого лица могут запрашиваться письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований с указанием срока представления письменных объяснений.

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме. <21>

--------------------------------

<21> Часть 2 статьи 79 Федерального закона N 248-ФЗ.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления <22>.

--------------------------------

<22> Часть 3 статьи 79 Федерального закона N 248-ФЗ.

5) Экспертиза.

Экспертиза осуществляется экспертом (экспертной организацией) непосредственно в ходе проведения выездной проверки по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертиза осуществляется экспертом (экспертной организацией) по месту осуществления деятельности эксперта (экспертной организации).

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

6.2.9. При проведении выездной проверки обязательно заполнение проверочных листов.

6.2.10. Заполненные проверочные листы должны быть приобщены к акту проверки.

6.2.11. Контрольный (надзорный) орган вправе применять проверочные листы при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольного (надзорного) мероприятия, основанием для проведения которого является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований) <23>.

--------------------------------

<23> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов".

6.2.12. Акт проверки оформляется на месте проведения выездной проверки в день ее окончания. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту проверки.

6.2.13. В случае устранения выявленного нарушения обязательных требований до окончания проведения проверки в акте проверки указывается факт его устранения.

6.2.14. В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, акт проверки оформляется по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в день окончания проведения выездной проверки.

6.2.15. Индивидуальный предприниматель вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае его болезни или смерти близкого родственника, подтвержденных соответствующими документами <24>.

--------------------------------

<24> Пункт 50 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.

6.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований

(мониторинг безопасности) <25>

--------------------------------

<25> Статья 74 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.3.1. Мониторинг безопасности в текущем году проводится в отношении Объектов ГК(Н), не включенных в план контрольных (надзорных) мероприятий, без взаимодействия с контролируемым лицом.

6.3.2. Должностное лицо контрольного (надзорного) органа готовит мотивированное обоснование проведения мониторинга безопасности в адрес руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа.

6.3.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в отношении Объектов ГК(Н) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа.

6.3.4. В задании руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа указываются следующие сведения:

- дата и номер задания;

- сведения об Объекте(ах) ГК(Н);

- сведения о контролируемом(ых) лице(ах) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН/ОГРНИП, адрес места нахождения юридического лица/адрес места жительства индивидуального предпринимателя);

- предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

- сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- перечень информационных систем (ресурсов);

- должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностных лиц, уполномоченных на проведение мониторинга безопасности.

6.3.5. Контрольный (надзорный) орган при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводит сбор, анализ данных об Объектах ГК(Н), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных или региональных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:

данные мониторинга системы образования;

сведения из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ФИС ГИА и Приема);

сведения из ФИС ФРДО;

сведения из АКНД ПП;

информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".

6.3.6. По результатам мониторинга безопасности контрольным (надзорным) органом оформляется отчет об итогах проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (далее - Отчет).

6.3.7. Отчет по результатам мониторинга безопасности содержит следующие сведения:

а) дата и номер задания;

б) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) мониторинг безопасности;

в) сведения о контролируемом лице (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя ИНН, ОГРН/ОГРНИП, адрес места нахождения юридического лица/адрес места жительства индивидуального предпринимателя);

г) срок проведения мониторинга безопасности;

д) перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивалось в рамках проведения мониторинга безопасности;

е) перечень мероприятий, источник данных мониторинга безопасности;

ж) сведения о результатах мониторинга безопасности, в том числе информация о выявленных нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований (при наличии);

з) перечень документов, материалов, прилагаемых к Отчету, подтверждающих информацию о выявленных нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований (при наличии);

и) заключение о принятии решения по результатам мониторинга безопасности, включающее следующую информацию:

- об отсутствии нарушений либо признаков нарушений обязательных требований;

- о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица;

- об объявлении предостережения контролируемому лицу.

6.3.8. К Отчету по результатам мониторинга безопасности прилагаются документы, иные материалы, обосновывающие выводы, содержащиеся в заключении по результатам мероприятий, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.

6.3.9. Оформление Отчета по результатам мониторинга безопасности осуществляется в течение одного рабочего дня после окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

6.3.10. Оформление решения по результатам мониторинга осуществляется не позднее одного рабочего дня после составления Отчета.

6.3.11. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:

1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;

2) решение об объявлении предостережения.

6.3.12. В случае принятия решения о проведении выездной проверки в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ, такое контрольное (надзорное) мероприятие подлежит согласованию с органами прокуратуры.

6.4. Выездное обследование <26>

--------------------------------

<26> Статья 75 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.4.1. Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

6.4.2. Выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и без информирования контролируемого лица.

6.4.3. Выездное обследование проводится в отношении Объектов ГК(Н) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа.

В задании могут указываться сведения, установленные пунктом 6.3.4 Методических рекомендаций.

6.4.4. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, месту нахождения объекта контроля.

6.4.5. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах осуществляется осмотр.

6.4.6. Осмотр проводится с применением фотосъемки и (или) видеозаписи с целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований.

6.4.7. По результатам осмотра составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

6.4.8. По результатам проведения выездного обследования не допускается выдача предписания об устранении выявленных нарушений, а также принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

6.4.9. Срок проведения выездного обследования одного объекта не может превышать один рабочий день.

7. Решения, принимаемые по результатам контрольных

(надзорных) мероприятий <27>

--------------------------------

<27> Глава 16 Федерального закона N 248-ФЗ;

статья 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

7.1. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, в том числе в случае нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности и (или) требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, требований к выполнению аккредитационных показателей, контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

- выдать после оформления акта проверки контролируемому лицу, допустившему такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения (далее - предписание) (указанный в предписании срок не может превышать шесть месяцев);

- при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

- принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Сведения о решениях, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, подлежат внесению в ЕРКНМ, АКНД ПП.

7.2. В случае если нарушение обязательного требования, выявленного в ходе проверки, имеет состав административного правонарушения, данное нарушение отражается как в протоколе об административном правонарушении, так и в акте проверки и предписании об устранении выявленных нарушений, выданном по результатам проверки.

7.3. В случае невозможности составления протокола об административном правонарушении непосредственно по итогам завершении проверки (в том числе в случае проведения документарной проверки или проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия) контролируемое лицо уведомляется о необходимости явиться в контрольный (надзорный) орган для составления в отношении него протокола об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7.4. Уполномоченные лица контрольного (надзорного) органа обеспечивают надлежащее оформление протокола об административном правонарушении, материалов дела об административном правонарушении, направление протокола и материалов административного дела для рассмотрения в судебные органы, а также принимают меры в пределах компетенции в целях надлежащего рассмотрения судебными органами административного дела и привлечения контролируемого лица, нарушившего обязательные требования, к административной ответственности.

7.5. Контролируемое лицо до истечения срока исполнения предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган в сфере образования об исполнении предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте, посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.6. Контрольный (надзорный) орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанного уведомления рассматривает представленные документы и сведения в целях оценки исполнения выданного предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа о результатах.

7.7. В случае исполнения контролируемым лицом предписания контрольный (надзорный) орган в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.8. Если контролируемым лицом в рамках исполнения предписания не представлены документы и сведения или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения документарной проверки. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки <28>.

--------------------------------

<28> Статья 95 Федерального закона N 248-ФЗ.

7.9. В случае неисполнения предписания контрольный (надзорный) орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично сроком на один год <29>.

--------------------------------

<29> Часть 2 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, может быть возобновлен до истечения указанного срока по решению контрольного (надзорного) органа в связи с установлением факта исполнения вновь выданного предписания или в связи со вступлением в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.

7.10. В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за неисполнение предписания контрольный (надзорный) орган вновь выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения вновь выданного предписания не может превышать три месяца <30>.

--------------------------------

<30> Часть 3 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

7.11. В дополнение к вышеуказанной мере контрольный (надзорный) орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации в соответствии с частью 4 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ в случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за неисполнение предписания в части нарушения требований аккредитационных показателей <31>.

--------------------------------

<31> Часть 4 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

7.12. Контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней со дня введения в отношении контролируемого лица запрета приема на обучение, направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.13. Контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней со дня лишения контролируемого лица государственной аккредитации направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.14. Контрольный (надзорный) орган в случае возобновления приема на обучение до истечения установленного срока в течение 5 рабочих дней направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.15. Контролируемое лицо до истечения срока исполнения вновь выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган об исполнении вновь выданного предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте, посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.16. Должностное лицо в течение 30 рабочих дней со дня поступления такого уведомления рассматривает документы и сведения в целях оценки исполнения вновь выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа о результатах.

7.17. В случае исполнения контролируемым лицом выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ предписания контрольный (надзорный) орган в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.18. В случае неисполнения контролируемым лицом вновь выданного предписания контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. <32>

--------------------------------

<32> Часть 5 статьи 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

7.19. В случае обращения контрольного (надзорного) органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности приостановка действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действует до дня вступления в законную силу решения суда.

7.20. Контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней со дня приостановления действия лицензии контролируемого лица на осуществление образовательной деятельности направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии), посредством личного кабинета "ОО" в АКНД ПП.

7.21. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренным частью 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными <33>.

--------------------------------

<33> Статья 91 Федерального закона N 248-ФЗ.

8. Профилактические мероприятия <34>

--------------------------------

<34> Глава 10 Федерального закона N 248-ФЗ.

8.1. При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

8.2. В целях достижения значений целевых показателей государственного контроля (надзора) контрольными надзорными органами ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики) <35>.

--------------------------------

<35> Статья 44 Федерального закона N 248-ФЗ.

8.3. Программа профилактики охватывает все Объекты ГК(Н) и утверждается в соответствии с требованиями Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.

8.4. Программа профилактики состоит из следующих разделов:

1) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;

2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;

3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.

8.5. Контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.

8.6. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

8.7. Контрольным (надзорным) органом осуществляется учет профилактических мероприятий <36>.

--------------------------------

<36> Приказ Рособрнадзора N 1500.

8.8. Виды профилактических мероприятий, проводимые при осуществлении государственного контроля (надзора).

8.8.1. Информирование <37>.

--------------------------------

<37> Статья 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

8.8.2. Обобщение правоприменительной практики <38>.

--------------------------------

<38> Статья 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения.

8.8.3. Объявление предостережения <39>.

--------------------------------

<39> Статья 49 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) органа в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.

В возражении в отношении предостережения указываются <40>:

--------------------------------

<40> Пункт 16 Положения.

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

Контрольный (надзорный) орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Сведения об объявленных предостережениях контрольные (надзорные) органы используют для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

8.8.4. Консультирование <41>.

--------------------------------

<41> Статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе связанных с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Контрольный (надзорный) орган осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей <42>:

--------------------------------

<42> Пункт 17 Положения.

а) в виде устных разъяснений на личном приеме;

б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом (в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей).

Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в контрольном (надзорном) органе его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.

Контрольный (надзорный) орган информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте <43>.

--------------------------------

<43> Пункт 19 Положения.

При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица <44>.

--------------------------------

<44> Пункт 20 Положения.

8.8.5. Профилактический визит <45>.

--------------------------------

<45> Статья 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение 1 года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее 1 года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска.

Форма проведения профилактического визита в отношении каждого контролируемого лица определяется контрольным (надзорным) органом самостоятельно.

По решению контрольного (надзорного) органа форма проведения профилактического визита может быть изменена, в случае поступления в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица ходатайства о смене формы проведения профилактического визита.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска <46>.

--------------------------------

<46> Часть 1 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Контрольный (надзорный) орган вправе провести профилактический визит по инициативе контролируемого лица в случае поступления в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица ходатайства о проведении профилактического визита.

8.9. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

9. Исполнение решений контрольных (надзорных) органов <47>

--------------------------------

<47> Глава 17 Федерального закона N 248-ФЗ.

9.1. Контрольными (надзорными) органами осуществляется контроль за исполнением предписаний, иных решений контрольных (надзорных) органов (далее также - решения).

9.2. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа по ходатайству контролируемого лица, по представлению должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, или по решению органа, уполномоченного на рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.

9.3. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до 1 года, о чем принимается соответствующее решение.

9.4. Решение об отсрочке исполнения решения принимается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, предусмотренном статьей 89 Федерального закона N 248-ФЗ, для рассмотрения возражений в отношении акта проверки.

9.5. Должностным лицом контрольного (надзорного) органа, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:

1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;

2) об отсрочке исполнения решения;

3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;

4) о прекращении исполнения решения.

9.6. Должностным лицом контрольного (надзорного) органа вышеуказанные вопросы рассматриваются по ходатайству контролируемого лица в течение 10 дней со дня поступления в контрольный (надзорный) орган ходатайства или направления представления.

9.7. Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вышеуказанных вопросов. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.

9.8. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица.

10. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов,

действий (бездействия) их должностных лиц

10.1. Контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеет право на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

10.2. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) должностных лиц рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа в рамках досудебного порядка подачи жалобы.

10.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

в) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

10.4. Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

10.5. Рассмотрение жалобы осуществляется руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования посредством подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

10.6. Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в течение 1 рабочего дня со дня его принятия.

11. Оценка результативности и эффективности деятельности

контрольных (надзорных) органов

11.1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

11.2. Контрольные (надзорные) органы ежегодно осуществляют подготовку доклада о виде контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Эквадора>
<О направлении информационного письма по вопросу использования в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае, если при строительстве объекта могут быть использованы аналоги, соответствующие установленным характеристикам>
"О бухгалтерском учете заблокированных выплат по ценным бумагам"
<О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134 "Об оказании медицинской помощи отдельным категориям лиц">
Ошибка на сайте