Рейтинг@Mail.ru

Письмо ФНС России от 23.05.2019 N БС-4-21/9683@

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 мая 2019 г. N БС-4-21/9683@

О ПРАВОМЕРНОСТИ

ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ РОСГИДРОМЕТУ,

К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ, ОГРАНИЧЕННЫМ В ОБОРОТЕ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.05.2019 N 03-05-04-02/36418 и заключение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 14.03.2019 N 21-30/5800), а также письмо Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 06.03.2019 N 140-01701/19и по вопросу правомерности отнесения земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доведите настоящее разъяснение до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2019 г. N 21-30/5800

ОБ ОТНЕСЕНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ РОСГИДРОМЕТУ,

К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ

И БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТАМОЖЕННЫХ НУЖД

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, и сообщает.

Согласно подпункту "т" пункта 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (пункт 1 раздела I Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372).

При этом под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения (статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ)).

Одновременно обращаем внимание, что Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 11 Закона N 113-ФЗ).

Так, согласно перечню сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007, в состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят подведомственные Росгидромету учреждения.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 13 Закона N 113-ФЗ государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.

При этом согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Одновременно отмечаем, что внесение изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение), упоминаемых в письме ФНС России от 21.12.2018 N БС-4-21/24968@, в части исключения раздела "Росгидромет" перечня создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к Положению) и включения раздела "Минприроды России", содержащего функциональные подсистемы Росгидромета, не повлекло за собой передачу функций Росгидромета по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в Минприроды России.

Принимая во внимание изложенное, Минприроды России поддерживает позицию Росгидромета, представленную в письме от 06.03.2019 N 140-01701/19и, и считает правомерным отнесение земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, ограниченным в обороте, и применение к данным земельным участкам положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Директор Правового департамента

Е.И.ШАТРОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПИСЬМО

от 6 марта 2019 г. N 140-01701/19и

ОБ ОТНЕСЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,

ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ РОСГИДРОМЕТУ, К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с поручением Минприроды России по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд Росгидромет сообщает следующее.

В 2007 году Минфин России письмом от 17.08.2007 N 03-05-05-02/47 (копия прилагается) с учетом мнения Минэкономразвития России (письмо от 15.08.2007 N Д08-2525) дал разъяснения, согласно которым не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственным Росгидромету организациям и используемые для обеспечения деятельности создаваемой Росгидрометом функциональной подсистемы Единой системы ПЛЧС.

При этом стоит отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации, указанные в письме Минфина России, претерпели изменения.

В соответствии со статьей 11 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ) государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" Росгидромет организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях размещения объектов федеральной собственности - стационарных пунктов наблюдений.

В силу части 2 статьи 9 Закона N 113-ФЗ Росгидромет осуществляет выпуск экстренной информации (незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде), тем самым выполняя задачу, направленную на обеспечение гидрометеорологической безопасности.

Статьей 11 Закона N 113-ФЗ установлено, что гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, согласно перечню сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007, в состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят подведомственные Росгидромету учреждения.

В целях совершенствования деятельности функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приказом Росгидромета от 04.02.2008 N 25 (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2008, регистрационный N 11456) утверждено и введено в действие Положение о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важно отметить, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Даже с учетом произошедших в законодательстве изменений полагаем, что в вышеуказанном письме Минфина России содержится актуальный по сути на сегодняшний день вывод.

То есть подведомственные Росгидромету учреждения вправе претендовать на налоговую ставку на земельные участки, находящиеся в оперативном управлении, не превышающую 0,3 процента в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом согласно письмам ФНС России от 13.02.2017 N БС-4-21/2514@ и от 04.05.2017 N ПА-4-21/8521@ (копии прилагаются) ФНС России информировало о том, что Верховным Судом Российской Федерации (определение от 27.04.2017 по делу N 306-КГ16-18669) повторно указано, что основанием для освобождения от уплаты налога ввиду отнесения земельных участков к ограниченным в обороте (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции до 01.01.2013) является совокупность условий:

1) нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте, то есть в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации их принадлежность к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности, включая коммерческие организации со 100-процентным участием публично-правовых образований (органов государственной власти и т.д.);

2) предоставление данных земельных участков для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На практике земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственным учреждениям Росгидромета, используются в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, определенным пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Аргументация ФНС России, ставящая под сомнение отношение земельных участков Росгидромета к участкам, ограниченным в обороте на основании исключения Росгидромета из перечня функциональных подсистем единой системы РСЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 219 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Росгидромету представляется некорректной, т.к. упомянутое постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 219 исключает из перечня функциональных подсистем единой системы ПЛЧС раздел "Росгидромет", но оставляет его функции, перенеся их в раздел "Минприроды России", а именно:

"25. В Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269):

5) в приложении к указанному Положению:

раздел "МПР России" изложить в следующей редакции:

"Минприроды России

Функциональные подсистемы:

наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды (Росгидромет);

предупреждения о цунами (Росгидромет совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Минкомсвязью России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе);"

разделы "Росгидромет" и "Ростехнадзор" исключить."

Руководитель Росгидромета

М.Е.ЯКОВЕНКО

Другие документы по теме
<О действии в настоящее время приказов Госагропрома СССР>
"О рассмотрении обращения"
<О новых формах рецептурных бланков на лекарственные препараты>
<О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения>
Ошибка на сайте