Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФСС РФ от 02.02.2009 N 02-10/04-707

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2009 г. N 02-10/04-707

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе Рекомендации по проведению документальных выездных проверок Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (их филиалами) органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (местных (территориальных) органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации) с целью осуществления контроля за расходованием средств обязательного социального страхования на выплату государственных пособий неработающим гражданам, образцы документов по оформлению проверок.

Л.Н.РАУ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ - РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИХ ФИЛИАЛАМИ) ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕСТНЫХ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ)

ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ) С ЦЕЛЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ВЫПЛАТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ НЕРАБОТАЮЩИМ (НЕ СЛУЖАЩИМ,

НЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ) ГРАЖДАНАМ

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации регулируют вопросы проведения Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделения Фонда) и филиалами Государственных учреждений - региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиалы отделений) документальных выездных проверок по осуществлению контроля за расходованием органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (местными (территориальными) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации) (далее - органы социальной защиты населения) средств обязательного социального страхования, перечисляемых отделениями Фонда (филиалами отделения) на выплату государственных пособий (далее - пособие) неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам (далее - проверка).

2. Проверка производится в рамках договора, заключенного между отделением (филиалом отделения) Фонда и органом социальной защиты населения.

3. Целью проверки является осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расходования органами социальной защиты населения средств обязательного социального страхования, перечисляемых отделениями (филиалами отделений) Фонда на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам.

4. Задачами проверки являются:

установление соответствия (несоответствия) расходования органом социальной защиты населения средств на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, действующим нормативным правовым актам;

выявление необоснованно произведенных расходов на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам органом социальной защиты населения.

5. Проверка может проводиться в виде единичного контрольного действия или исследования состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого органа социальной защиты населения.

Проверке подлежат следующие виды пособий, выплата которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования:

пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

единовременное пособие при рождении ребенка неработающим гражданам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций.

6. Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.

7. Проверкой может быть охвачен отчетный период деятельности органа социальной защиты населения, предшествовавший проведению проверки, и текущий период года.

8. Проверка назначается в соответствии с ежеквартальным планом проведения проверок, утверждаемым руководителем отделения (филиала отделения) Фонда, и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда, в котором указывается проверяемый орган социальной защиты населения, состав членов проверяющей комиссии, ее полномочия, а также период проведения проверки (приложение N 1).

В необходимых случаях руководителем отделения Фонда могут быть назначены внеплановые проверки органа социальной защиты населения (жалобы на орган социальной защиты населения от получателей пособий; реорганизация или ликвидация органа социальной защиты населения; представление органом социальной защиты населения уточненного отчета об использовании средств на выплату пособий (далее - отчет) или уточненной заявки на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий (далее - заявка), указанных в пункте 5, в которых отражены данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленных отчетах или заявках).

Отделением (филиалом отделения) Фонда за 7 дней до начала проверки органу социальной защиты населения направляется уведомление (письмо), в котором указывается дата начала и окончания проведения проверки.

9. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.

10. Срок проведения проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать пяти дней. При проведении проверок органов социальной защиты населения, имеющих местные (территориальные) органы социальной защиты населения, срок проверки увеличивается на срок не более пяти дней на проведение проверки каждого местного (территориального) органа социальной защиты населения.

11. В случае непредставления органом социальной защиты населения в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 2).

12. При осуществлении проверок органов социальной защиты населения проверяющие руководствуются:

федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период;

Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию";

Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг";

Федеральным законом от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг";

Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439;

Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865;

Правилами финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию";

Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375;

Разъяснениями о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.04.2007 N 270/106;

Разъяснениями о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.04.2008 N 177н/91;

Разъяснениями о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.06.2008 N 253н;

Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда от 09.03.2004 N 22 (далее - Инструкция);

а также другими нормативными правовыми актами.

II. Подготовительные мероприятия, предшествующие проверке

13. В процессе подготовки к проведению проверки проверяющие проводят изучение:

статистических сведений, содержащихся в формах отчета;

результатов предыдущих проверок (если таковые проводились);

обращений граждан по вопросам деятельности проверяемого органа социальной защиты населения (если такие поступали), публикаций в средствах массовой информации (если таковые имели место).

14. При подготовке к проведению проверки следует проверить наличие договора с органом социальной защиты населения и сроки его действия.

В том числе, в соответствии с пунктом 3.8 Инструкции проводят анализ:

наличия, своевременности и обоснованности представления ежеквартальных заявок;

наличия и своевременности представления ежеквартальных отчетов.

15. Проводится анализ и обобщение сведений о расходах на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, имеющихся в отделении (филиале отделения) Фонда.

16. Результаты проведенного анализа используются в ходе осуществления проверки в органе социальной защиты населения.

III. Проверка расходования органом социальной защиты

населения средств обязательного социального страхования,

перечисляемых отделением Фонда (филиалом отделения)

на выплату пособий неработающим (не служащим,

не обучающимся) гражданам

17. Проверка расходования средств обязательного социального страхования, направленных на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, осуществляется на основании отчетных документов, предусмотренных пунктом 3.8 Инструкции.

18. При проведении проверки необходимо:

проанализировать исполнение органом социальной защиты населения данных заявок фактически перечисленным средствам получателям пособий;

правильность заполнения заявок;

перечисление органом социальной защиты населения средств без заявок (сверх заявок);

проверить соответствие данных отчетов фактически перечисленным средствам;

своевременность предоставления отчетов (отчет представляется в отделение (филиал отделения) Фонда ежеквартально не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), правильность заполнения отчетов;

проверить соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности в части фактически произведенных расходов по выплате пособий органом социальной защиты населения;

проанализировать полноту и обоснованность расчетов пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам;

проверить соблюдение сроков назначения пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам;

проверить наличие (отсутствие) расходов на оплату услуг по перечислению пособий на счета, открытые получателям пособий в банковских учреждениях (статья 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается;

проверить обоснованность произведенных расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам.

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организацией федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (статья 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

IV. Оформление результатов проверки

19. По результатам проверки органа социальной защиты населения непосредственно в ходе проверки составляется справка о проверке (приложение N 3), которая подписывается лицами, проводившими проверку, и руководителем органа социальной защиты населения.

20. Справка должна иметь сквозную нумерацию страниц, в ней не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих справку.

Справка по результатам проверки органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, второй - представляется в отделение (филиал отделения) Фонда.

21. Справка должна состоять из вводной, описательной и результативной частей.

22. Вводная часть справки (сведения о проверяемом органе социальной защиты населения) представляет собой общую информацию о проводимой проверке, а также о методах проведения проверки. Описательная часть справки о проверке должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании средств, перечисляемых отделением (филиалом отделения) Фонда на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, проверенного органа социальной защиты населения либо указание на отсутствие таковых. Справка не должна содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Результативная часть (заключение) содержит выводы проверяющих относительно данных, полученных в ходе проведения проверки, и (в случае наличия) предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений.

23. Справки, составленные по результатам проверок местных (территориальных) органов социальной защиты населения, приобщаются к материалам проверки и являются неотъемлемой частью справки по результатам проверки органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации (справка по результатам проверки местного (территориального) органа социальной защиты населения составляется в трех экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого местного (территориального) органа социальной защиты населения), за исключением случаев, когда местные (территориальные) органы социальной защиты населения являются самостоятельными юридическими лицами.

24. При наличии возражений и (или) замечаний по фактам, изложенным в справке, подписывающие ее должностные лица органа социальной защиты населения делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

Должностные лица органа социальной защиты населения вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в справке, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения справки представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать справку или возражения по справке в целом или по ее отдельным положениям. При этом к письменному объяснению (возражению) должны быть приложены или переданы в отделение (филиал отделения) Фонда в вышеуказанный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания справки.

V. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов

проверки органа социальной защиты населения

25. По истечении срока, указанного в пункте 24, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда в течение 5 рабочих дней выносит решение по результатам рассмотрения справки и других материалов проверки (приложение N 4).

26. Решение о непринятии расходов, произведенных органом социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, выносится при выявлении нарушений, допущенных органом социальной защиты населения по расходованию средств, перечисляемых отделением (филиалом отделения) Фонда на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам. В решении указываются сроки исправления нарушений.

27. Средства, перечисляемые отделением (филиалом отделения) Фонда на выплату пособий неработающим (не служащим, не обучающимся) гражданам, израсходованные органом социальной защиты населения нецелевым образом, подлежат возмещению в бюджет отделения (филиал отделения) Фонда добровольно.

В случае несогласия органа социальной защиты населения возместить средства в добровольном порядке возмещение средств производится отделением (филиалом отделения) Фонда в судебном порядке.

28. При несогласии органа социальной защиты населения с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание, что в документах, указанных в приложениях N N 1 - 4, все наименования необходимо вносить в именительном падеже с целью реализации их автоматизированного формирования.

Приложение N 1

к Рекомендациям по проведению

документальных выездных проверок

Государственными учреждениями -

региональными отделениями Фонда

социального страхования Российской

Федерации (их филиалами) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации

(местных (территориальных) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации)

с целью осуществления контроля

за расходованием средств

обязательного социального страхования

на выплату государственных пособий

неработающим гражданам

Приложение N 2

к Рекомендациям по проведению

документальных выездных проверок

Государственными учреждениями -

региональными отделениями Фонда

социального страхования Российской

Федерации (их филиалами) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации

(местных (территориальных) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации)

с целью осуществления контроля

за расходованием средств

обязательного социального страхования

на выплату государственных пособий

неработающим гражданам

Приложение N 3

к Рекомендациям по проведению

документальных выездных проверок

Государственными учреждениями -

региональными отделениями Фонда

социального страхования Российской

Федерации (их филиалами) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации

(местных (территориальных) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации)

с целью осуществления контроля

за расходованием средств

обязательного социального страхования

на выплату государственных пособий

неработающим гражданам

Приложение N 4

к Рекомендациям по проведению

документальных выездных проверок

Государственными учреждениями -

региональными отделениями Фонда

социального страхования Российской

Федерации (их филиалами) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации

(местных (территориальных) органов

социальной защиты населения

субъектов Российской Федерации)

с целью осуществления контроля

за расходованием средств

обязательного социального страхования

на выплату государственных пособий

неработающим гражданам

Другие документы по теме
"О направлении информации"
<О применении национальных стандартов и сводов правил>
"Об обороте коньяков обработанных"
<Об уплате НДС по месту нахождения обособленных подразделений организаций>
Ошибка на сайте