Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ДЕТАЛИЗИРОВАННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕТЕНДЕНТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ, ОРГАНИЗАЦИИ

ОТБОРА И ОЦЕНКИ НА СООТВЕТСТВИЕ УКАЗАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Введение

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации пунктов 2 и 6 Комплекса мер, направленных на повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих в 2015 году, утвержденного приказом Минтруда России от 25 февраля 2015 г. N 114, осуществляется деятельность по оказанию методического содействия в совершенствовании квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы в Российской Федерации (далее - претенденты) и муниципальным служащим (далее - квалификационные требования) и внедрении органами местного самоуправления технологий отбора и оценки на соответствие указанных лиц квалификационным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) муниципальная служба в Российской Федерации (далее - муниципальная служба) представляет собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации (далее - граждан), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Специфика профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) и лиц, замещающих муниципальные должности, предполагает формирование квалифицированного кадрового состава на муниципальной службе.

Для привлечения на муниципальную службу компетентных граждан, качественного отбора профессионалов и обеспечения их должностного роста необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии систему квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, включающую детализированные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В целях создания и обеспечения функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены настоящие Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки указанным требованиям (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации направлены на практическое обеспечение принципа взаимосвязи государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы через единство основных квалификационных требований, предусмотренного положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ. В этой связи данные рекомендации в значительной степени основываются на подходах, содержащихся в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0), опубликованном на официальном сайте Минтруда России (http//www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9) (далее - также Методический инструментарий).

По итогам обобщения информации, представленной высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтрудом России сформирован Перечень направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной деятельности (далее - Перечень), размещенный на официальном сайте Минтруда России.

Применение Методических рекомендаций позволит организовать целенаправленную и эффективную работу по установлению органами местного самоуправления квалификационных требований, разработанных в соответствии с Перечнем, и в дальнейшем сформировать Справочник типовых квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим (далее - Справочник), который будет ориентиром для формулирования в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальных правовых актах - квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Использование Справочника государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит:

- реализовать единые подходы к установлению квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и муниципальной службы;

- скоординировать деятельность субъектов Российской Федерации по разработке типовых квалификационных требований и кадровую работу органов местного самоуправления, связанных с их использованием;

- повысить качество отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы, оценки уровня квалификации муниципальных служащих, организации их профессионального развития, формирования кадрового резерва и других кадровых технологий.

При этом соблюдение унифицированного подхода по установлению квалификационных требований к претендентам и муниципальным служащим создаст возможности для мобильности кадров на муниципальной службе и расширит перспективы должностного роста муниципальных служащих.

1. Правовые и методологические основы Методических рекомендаций по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки данных лиц указанным требованиям

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 25-ФЗ.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе положений следующих нормативных правовых актов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

- Федеральный закон N 25-ФЗ;

- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Кроме того, в целях подготовки настоящих Методических рекомендаций были проанализированы положения законов субъектов Российской Федерации о типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы, а также муниципальных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.

Методологическую основу настоящих Методических рекомендаций составляют разработанные Минтрудом России в 2013 - 2015 гг. и размещенные на официальном сайте Министерства следующие методические инструментарии:

- Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0);

- Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 2.0) (далее - Методический инструментарий по отбору);

- Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку).

Применение Методических рекомендаций позволяет более эффективно реализовать на практике принцип профессионализма и компетентности муниципальной службы, установленный пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 25-ФЗ.

2. Система квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим и ее функционирование

Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к:

- уровню профессионального образования;

- стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;

- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

На основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии, Минтрудом России предлагается внедрение на муниципальной службе детализированных квалификационных требований, условно подразделяющихся на базовые и функциональные квалификационные требования.

Базовые квалификационные требования - квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной деятельности (далее - направления деятельности и специализации по направлениям деятельности).

Функциональные квалификационные требования - квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению или направлениям деятельности, а также специализации или специализациям по направлению или направлениям деятельности.

Исходя из положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ, квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (далее - типовые квалификационные требования).

В этой связи в законе субъекта Российской Федерации о типовых квалификационных требованиях рекомендуется разделить квалификационные требования на типовые базовые квалификационные требования и типовые функциональные квалификационные требования.

Типовые базовые квалификационные требования включают:

1. требования к уровню профессионального образования;

2. требования к знаниям и навыкам:

для замещения должностей всех групп:

- требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

- требования к правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федерального закона N 25-ФЗ, основ законодательства о противодействии коррупции;

- требования к навыкам работы на компьютере, в том числе в сети "Интернет" и информационно-правовых системах;

для замещения должностей высшей, главной и ведущей групп:

- требования к навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, замещающими должности высшей, главной и ведущей групп должностей:

- навыки руководства, эффективного планирования работы и контроля за ее выполнением;

- навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений;

- навыки ведения деловых переговоров с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

В свою очередь типовые функциональные квалификационные требования включают:

- требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки;

- требования к профессиональным знаниям, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов и к иным узкоспециализированным профессиональным знаниям, а также требования к профессиональным навыкам, связанным с направлением или направлениями деятельности и специализацией или специализациями по направлению или направлениям деятельности.

Типовые функциональные квалификационные требования согласно взаимосвязанным положениям статьи 8 и части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ рекомендуется устанавливать в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы по группам с учетом направлений деятельности и специализаций по направлению деятельности. Соответственно квалификационные требования, установленные муниципальным правовым актом и включаемые в должностные инструкции муниципальных служащих, должны быть составлены с учетом направлений их деятельности. При составлении типовых функциональных квалификационных требований Минтруд России рекомендует руководствоваться направлениями деятельности и специализациями по направлениям деятельности с учетом видов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, содержащихся в Перечне.

При этом предполагается, что типовые базовые квалификационные требования, а также требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки (далее - стаж) в части его продолжительности должны носить универсальный характер и после их утверждения законом субъекта Российской Федерации единообразно применяться органами местного самоуправления посредством включения в муниципальный правовой акт и должностные инструкции муниципальных служащих.

Типовые функциональные квалификационные требования, напротив, в законе субъекта Российской Федерации рекомендуется формулировать по всем направлениям деятельности, реализуемым в органах местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом их полномочий, в виде обобщенного перечня.

В процессе составления соответствующего проекта муниципального правового акта осуществляется выбор из указанного обобщенного перечня тех функциональных квалификационных требований, которые применимы в данном органе местного самоуправления в рамках профессиональной деятельности муниципальных служащих, то есть исходя из реализуемых муниципальными служащими направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности.

Одновременно Минтруд России обращает внимание, что квалификационные требования и должностные инструкции муниципальных служащих, в которые они включены, необходимо поддерживать в актуальном состоянии и вносить соответствующие корректировки, например, в случае изменения организационной структуры органа местного самоуправления или изменения распределения полномочий между муниципальными служащими.

Внесение обновлений в Справочник и Перечень будет осуществлено Минтрудом России в случае, если изменения муниципального правового акта вызваны соответствующими корректировками типовых квалификационных требований и отражают существенные преобразования в полномочиях и структуре органов местного самоуправления. Представление в Минтруд России данных сведений и обоснование внесенных изменений осуществляет уполномоченный на разработку типовых квалификационных требований государственный орган субъекта Российской Федерации (уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Формирование типовых функциональных квалификационных требований предполагает следующие этапы:

- определяется уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Таким органом может являться структурное подразделение Администрации (Правительства) субъекта Российской Федерации либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой;

- кадровые службы органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определяют направления деятельности и специализации по направлениям деятельности в соответствии с Перечнем и формулируют знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в рамках соответствующего направления деятельности (далее - знания и навыки) с учетом осуществляемых полномочий, специальности (направления подготовки) профессионального образования, необходимого для установления соответствия стажа;

- уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обобщает и систематизирует представленную органами местного самоуправления информацию о знаниях и навыках, анализирует ее на отсутствие дублирования и формирует проект типовых квалификационных требований, которые предполагаются к применению во всех органах местного самоуправления;

- типовые квалификационные требования утверждаются законом субъекта Российской Федерации, положениями которого органы местного самоуправления руководствуются для разработки и принятия собственных нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования;

- органы местного самоуправления включают в должностные инструкции муниципальных служащих квалификационные требования, установленные муниципальным правовым актом.

Возможна так же схема работы, при которой уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует формирование типовых квалификационных требований в ином порядке, например, самостоятельно. После принятия соответствующего нормативного правового акта субъектом Российской Федерации органы местного самоуправления учитывают их в муниципальных правовых актах, устанавливающих квалификационные требования.

Установление квалификационных требований законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, должностной инструкцией и определение их взаимосвязи отображено в Таблице N 1.

Таблица N 1

Взаимосвязь нормативных правовых актов, должностной

инструкции при установлении квалификационных требований

для замещения должностей муниципальной службы

Условные обозначения:

"+" - устанавливает элемент квалификационных требований в нормативном правовом акте, должностной инструкции;

"-" - не устанавливает элемент квалификационных требований в нормативном правовом акте, должностной инструкции;

Рекомендации по определению квалификационных требований и проведению оценки на соответствие им претендентов на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих представлены в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций.

Направления деятельности и специализации по направлениям деятельности в ходе их применения в работе при необходимости могут быть уточнены. В этом случае уполномоченному органу субъекта Российской Федерации с учетом позиций органов местного самоуправления муниципального образования рекомендуется направить в Минтруд России обоснованные предложения о внесении изменений в Перечень. При этом в целях обеспечения единого подхода, достоверности и оптимальной степени детализации направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности предложения по их корректировке должны отвечать следующим критериям:

- соответствие направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности положениям федерального законодательства;

- реализация направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- ориентация направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности на обеспечение решения проблем федерального, регионального или отраслевого значения, отличающихся высокой комплексностью и степенью охвата;

- выделение деятельности по реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг в качестве самостоятельных специализаций по направлениям деятельности;

- четкость изложения информации;

- отсутствие дублирования информации.

В рамках методического содействия указанной деятельности Минтрудом России с участием высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе детализированных квалификационных требований планируется формирование Справочника на основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии.

3. Определение квалификационных требований и проведение оценки на соответствие им претендентов на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, при отсутствии ограничений, указанных в статье 13 Федерального закона N 25-ФЗ. При поступлении на муниципальную службу и при ее прохождении не допускается установление прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона N 25-ФЗ является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы.

Учитывая, что согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, в которую в свою очередь рекомендуется включать квалификационные требования, муниципальным служащим может являться только гражданин, соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым для определения его возможности замещать должность муниципальной службы.

Таким образом, решению о назначении претендента на должность муниципальной службы должна предшествовать обязательная и задокументированная оценка его соответствия квалификационным требованиям для ее замещения, в том числе в рамках конкурса, проводимого перед заключением трудового договора, который предусмотрен частью 1 статьи 17 Федерального закона N 25-ФЗ.

При этом, если соответствие претендента квалификационным требованиям к образованию и стажу определяется посредством изучения соответствующих документов, представленных претендентом при поступлении на муниципальную службу, что не требует больших временных и трудовых ресурсов, то обязательная для проведения, в том числе при организации отбора претендентов без проведения конкурса, оценка его профессиональных знаний и навыков требует разработки и применения различных HR-методов и технологий, учитывающих должностной уровень и специфику исполняемых должностных обязанностей. При этом оценку на соответствие базовым квалификационным требованиям к знаниям и навыкам, учитывая, что они не взаимосвязаны с направлениями деятельности, определены в качестве единых требований для замещения всех должностей муниципальной службе в органах местного самоуправления в типовых базовых квалификационных требованиях, рекомендуется проводить в муниципальных образованиях по единым принципам. Кроме того, технологии и методы оценки на соответствие квалификационным требованиям к знаниям и навыкам, основывающиеся на единых принципах, целесообразно применять в случае, если функциональные квалификационные требования отражаются в муниципальных правовых актах в том виде, в котором они отражены без дальнейшей детализации в типовых функциональных квалификационных требованиях в нескольких муниципальных образованиях.

Процедуру оценки претендентов на соответствие квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, а также положения о методах и технологиях указанной оценки во взаимосвязи с детализированными квалификационными требованиями целесообразно включить в Порядок проведения конкурса, утверждаемый муниципальным правовым актом.

В целях проведения оценки профессионального уровня муниципальных служащих в рамках определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы частью 1 статьи 18 Федерального закона N 25-ФЗ предусмотрена процедура аттестации. Согласно части 6 статьи 18 Федерального закона N 25-ФЗ Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, положения которого также должны учитывать установленную муниципальным правовым актом систему квалификационных требований.

В этой связи роль уполномоченного органа субъекта Российской Федерации состоит в координации и методическом руководстве деятельности органов местного самоуправления по разработке проектов муниципальных правовых актов, предусмотренных частью 2 статьи 9, частью 2 статьи 17, частью 7 статьи 18 Федерального закона N 25-ФЗ.

Учитывая изложенное, детализация квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам с учетом направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности позволит сделать отбор претендентов более профессионально ориентированным, тем самым способствуя повышению качества кадрового состава на муниципальной службе, а также созданию условий для применения комплексной оценки их профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, окажет положительное воздействие на функционирование в целом органов местного самоуправления.

Функциональные квалификационные требования к стажу, а также профессиональным знаниям и навыкам рекомендуется определять с учетом принципов, изложенных в настоящем разделе, формируя их при этом в табличном виде в соответствии с унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим по группам" (далее - унифицированная форма), содержащейся в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Инструкция по определению функциональных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим является Приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Инструкция).

Требования к уровню образования

Для обеспечения функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований, отвечающей потребностям в кадрах, а также востребованности выпускников с определенными компетенциями государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться гибким подходом, предусматривающим установление уровней профессионального образования в зависимости от групп должностей муниципальной службы.

Указанный подход в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федерального закона N 79-ФЗ, а также не противоречит статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 9 Федерального закона N 25-ФЗ.

Следует отметить, что обозначенный подход также не противоречит положениям законодательства, которыми предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Использование данного подхода позволит внести большую определенность в вопросы его реализации, так как профессиональные качества обуславливаются, в том числе уровнем профессионального образования.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего образования:

высшее образование - бакалавриат;

высшее образование - специалитет, магистратура;

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, предоставляется лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим документы об образовании и о квалификации, подтверждающие уровень профессионального образования и квалификацию, если иное не установлено федеральными законами.

Частью 4 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ.

В этой связи право замещать должность муниципальной службы в случае соответствия квалификационным требованиям к стажу и знаниям преимущественно предоставляется претенденту (муниципальному служащему), обладающему обозначенным в должностной инструкции образованием, полученным в результате успешного прохождения образовательной программы и государственной итоговой аттестации. При этом уровень образования должен соответствовать группе должностей муниципальной службы.

С учетом положений Федерального закона N 273-ФЗ рекомендуется исходить из следующего соотношения уровней профессионального образования и групп должностей муниципальной службы (таблица N 2):

Таблица N 2

Группы должностей муниципальной службы

Минимальный уровень профессионального образования

высшие и главные должности

высшее образование - специалитет, магистратура

ведущие должности

высшее образование - бакалавриат

младшие и старшие должности

среднее профессиональное образование

Указанные подходы обусловлены необходимостью устанавливать требования к образованию с учетом степени сложности и уровня ответственности муниципальных служащих, которые определяются группами должностей муниципальной службы.

Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности

1. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы)

При исчислении стажа (общей продолжительности) муниципальной службы согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 25-ФЗ необходимо учитывать периоды работы на:

1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) муниципальных должностях;

3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из части 2 статьи 25 Федерального закона N 25-ФЗ, порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к стажу муниципальной службы для замещения должностей муниципальной службы следует устанавливать дифференцированно по группам должностей муниципальной службы.

Кроме того, согласно таблице N 1 в муниципальный правовой акт и должностную инструкцию предлагается включать квалификационные требования к стажу муниципальной службы, установленные законом субъекта Российской Федерации.

2. Требования к стажу работы по специальности, направлению подготовки

В стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды осуществления деятельности по специальности (направлению подготовки), соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) предлагается сопоставить специальность (направление подготовки) с наименованиями должностей, ранее замещаемых претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполняемых им должностных обязанностей.

Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных инструкциях.

Информация государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о специальностях (направлениях подготовки), наличие которых создает условия для эффективного исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, обобщается в Справочнике. При этом каждая должность муниципальной службы отнесена к определенному направлению деятельности, поэтому специальности (направления подготовки), указанные в дипломах, возможно сопоставить с приведенными в соответствующем разделе Справочника.

Таким образом, соответствие имеющегося у претендента стажа предъявляемым требованиям подтверждается, если имеющаяся у него специальность (направление подготовки), указанная в дипломе, предполагает наличие уровня и характера знаний и навыков, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, осуществляемых в целях реализации функций органа местного самоуправления.

В ином случае претенденту требуется обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования, содержание которой предполагает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих направлению деятельности.

Данный подход применяется на гражданской службе и также целесообразен для использования в порядке установления взаимосвязи муниципальной службы и гражданской службы в рамках реализации положений части 2 статьи 25 Федерального закона N 25-ФЗ об исчислении стажа муниципальной службы и зачете в него иных периодов трудовой деятельности (рисунок N 1).

Рисунок N 1. Взаимосвязь квалификационных требований и образовательных программ по специальности (направлению подготовки)

При определении специальности (направления подготовки) профессионального образования используются следующие наименования направлений подготовки и специальностей, содержащихся в:

- Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061;

- Перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

В случае если указанные нормативные правовые акты не содержат исчерпывающего перечня специальностей (направлений подготовки), соответствующих направлению деятельности и специализации по направлению деятельности, то в требования к специальности (направлению подготовки) могут включаться направления подготовки и специальности, предусмотренные:

- Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 276-ст;

- Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337;

- Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060;

- Перечнем гражданских специальностей выпускников (курсантов) военных образовательных учреждений профессионального образования (высших военных учебных заведений) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 846;

- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими специальности (направления подготовки) профессионального образования.

Принимая во внимание большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих специальности (направления подготовки), и трудоемкость их изучения, допускается ограничиться специальностями (направлениями подготовки), установленными указанными выше нормативными правовыми актами, одновременно предусмотрев в качестве требований к специальности (направлению подготовки) профессионального образования иные специальности (направления подготовки), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие специальности (направлению подготовки), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. К таким нормативным правовым актам относятся:

- приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1245 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136";

- приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. N 632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355";

- иные нормативные правовые акты, устанавливающие соответствие специальностей (направлений подготовки), указанных в утвержденных на настоящий момент нормативных правовых актах, специальностям (направлениям подготовки), указанным в предыдущих перечнях специальностей и направлений подготовки.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам

Профессиональные знания и навыки, требования к которым включены в функциональные квалификационные требования, рекомендуется определять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления по унифицированной форме, руководствуясь пунктами 3 - 6 Инструкции.

Осуществлять оценку претендентов на соответствие квалификационным требованиям к знаниям и навыкам предлагается в соответствии со следующими подходами.

Оценку предусмотренных базовыми квалификационными требованиями знаний и навыков претендентов, включая знание русского языка, основ Конституции Российской Федерации, основ законодательства о противодействии коррупции, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федерального закона N 25-ФЗ, навыков работы на компьютере, в том числе в сети "Интернет" и информационно-правовых системах, рекомендуется осуществлять в форме тестирования.

В целях проведения объективной, единообразной и прозрачной оценки знаний русского языка и знаний в области законодательства уполномоченным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать единый комплекс тестовых заданий и организовать его применение органами местного самоуправления при отборе кадров на муниципальную службу. В дальнейшем следует поддерживать данный комплекс тестовых заданий в актуальном состоянии.

Посредством тестирования рекомендуется также проводить оценку знаний, предусмотренных функциональными квалификационными требованиями. Для этого уполномоченному органу субъекта Российской Федерации также рекомендуется сформировать единую базу тестовых заданий по направлениям деятельности, реализуемым в органах местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из определенных в рамках разработки квалификационных требований знаний.

До окончания разработки уполномоченными органами субъектов Российской Федерации указанных комплексов тестовых заданий органам местного самоуправления (кадровым службам с привлечением профильных структурных подразделений органов местного самоуправления) следует разрабатывать тестовые вопросы на соответствие базовым и функциональным квалификационным требованиям в части знаний и навыков и поддерживать их в актуальном состоянии самостоятельно.

Например, для проведения тестирования на наличие у претендентов навыков работы на компьютере следует разработать задания, которые им будут предложены для выполнения на практике. Указанные задания могут включать такие, как "сохранить документ в определенную папку", "создать список", "зайти на официальный сайт Правительства Российской Федерации", "найти в сети Интернет нормативный правовой акт, регулирующий вопросы прохождения муниципальной службы в определенном субъекте Российской Федерации".

Рекомендации по составлению тестовых вопросов для оценки профессиональных знаний претендентов содержатся в Методическом инструментарии по отбору, размещенном на официальном сайте Минтруда России (http//www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/5).

Наиболее сложным в части организации и трудозатратным является проведение оценки навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, замещающими должности высшей, главной и ведущей групп должностей, включая навыки руководства, эффективного планирования работы и контроля за ее выполнением, навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений, навыки ведения деловых переговоров с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Для оценки указанных навыков целесообразно использовать метод интервьюирования. При организации интервьюирования предпочтение рекомендуется отдать поведенческому интервью (интервью по компетенциям), при проведении которого вопросы интервьюера направлены на выявление профессиональных качеств (компетенций), свидетельствующих о наличии у претендента требуемых навыков. В ходе указанного интервью задачей интервьюера является получение информации о наличии у претендента каждого необходимого для исполнения должностных обязанностей профессионального качества (компетенции). При этом претенденту предлагается привести конкретные примеры, описывающие ситуации, в которых он продемонстрировал или не продемонстрировал требуемое поведение.

Рекомендуемая методика проведения поведенческого интервью приведена в Приложении N 7 к Методическому инструментарию по отбору.

Приложение N 1

УНИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА

"ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕТЕНДЕНТАМ

НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ ПО ГРУППАМ"

Направление профессиональной деятельности:

___________________________________________________________

Специализация по направлению профессиональной деятельности:

___________________________________________________________

________________________________________________________

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки (с указанием специальности, направления подготовки профессионального образования)

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

2. Иные профессиональные знания

III. Требования к профессиональным навыкам

Приложение N 2

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

К ПРЕТЕНДЕНТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ

Органу местного самоуправления или уполномоченному органу субъекта Российской Федерации, разрабатывающим квалификационные требования, в своей работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Направления деятельности и специализации по направлениям деятельности определяются с учетом Перечня.

2. Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 25-ФЗ наименования должностей муниципальной службы, классифицированные по органам местного самоуправления муниципальных образований, группам и функциональным признакам, представлены в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

3. Требования к профессиональным знаниям в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, реализуемые с учетом направления деятельности и специализацией по направлению деятельности, при разработке функциональных квалификационных требований предусматривают определение перечня нормативных правовых актов, составляющих область ключевой компетенции муниципальных служащих в рамках направления деятельности и специализации по направлению деятельности (далее - ключевые нормативные правовые акты). При этом в указанные требования не следует включать требования к правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, основ муниципальных правовых актов, которые уже предусмотрены базовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы.

Кроме перечня ключевых нормативных правовых актов органов местного самоуправления рекомендуется предусмотреть возможность определения дополнительных нормативных правовых актов, сделав соответствующую запись в таблице унифицированной формы. Данные дополнительные нормативные правовые акты предлагается перечислить непосредственно в должностной инструкции муниципального служащего. Учитывая, что необходимость в знании содержания указанных нормативных правовых актов может появиться в ходе исполнения должностных обязанностей после назначения на должность муниципальной службы, их указание позволит изучить соответствующие положения до назначения на должность муниципальной службы.

При перечислении нормативных правовых актов необходимо указывать их основные реквизиты (например, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

4. Требования к иным профессиональным знаниям при разработке функциональных квалификационных требований предусматривают определение узкоспециализированных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей в рамках направления деятельности и специализации. При этом в данный раздел не включаются требования к профессиональным знаниям, предусмотренные базовыми квалификационными требованиями к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим и знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направления деятельности и специализации (например, "основы делопроизводства", "порядок разработки нормативных правовых актов" и иные).

5. Требования к профессиональным знаниям при разработке функциональных квалификационных требований целесообразно представлять отдельными перечнями (Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной деятельности и Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной деятельности), прилагаемыми к таблице унифицированной формы. При формировании указанных перечней рекомендуется группировать и нумеровать нормативные правовые акты и иные профессиональные знания исходя из следующих принципов:

- перечень ключевых нормативных правовых актов и перечень ключевых профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей в рамках более чем одной специализации, представляются в виде отельных перечней, каждому из которых присваивается порядковый номер "0";

- элементам обозначенных перечней присваиваются порядковые номера, начиная с "0.1.";

- для каждой специализации предусмотрено формирование отдельных перечней профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей в рамках определенной специализации, каждому из которых присваивается соответствующий порядковый номер, начиная с "1";

- элементам перечней по каждой специализации присваиваются порядковые номера в соответствии с номером перечня (например, для перечня с номером "1" элементам перечня присваиваются соответствующие порядковые номера, начиная с "1.1." и т.д.);

- при заполнении таблицы конкретные требования к профессиональным знаниям для должностей, входящих в отдельные группы должностей муниципальной службы, определяются из числа профессиональных знаний, включенных в обозначенные перечни, с учетом специализации и объема профессиональных знаний, необходимого для исполнения обязанностей по указанным должностям. Конкретные нормативные правовые акты и иные профессиональные знания вносятся в соответствующие поля таблицы путем перечисления их порядковых номеров (например, 0.1., 0.2., 1.1., 1.3., 2.5. и т.д.).

6. Требования к профессиональным навыкам при разработке функциональных квалификационных требований определяются исходя из специфики направления деятельности и специализации по направлению деятельности.

Кроме того, для удобства и понимания заполнения функциональных квалификационных требований согласно унифицированной форме, Минтрудом России с участием представителей органов местного самоуправления составлен пример заполненной унифицированной формы "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим", представленный в Приложении N 3.

Приложение N 3

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРЕТЕНДЕНТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ

Направление профессиональной деятельности:

Регулирование образования, научной, научно-технической

и инновационной деятельности

Специализация по направлению профессиональной деятельности:

Организация дополнительного образования детей

в муниципальных образовательных организациях

высшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <1>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <2>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.5., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.10., 1.11., 1.12., 1.13., 1.14.

Законы субъекта Российской Федерации

1.1.1., 1.1.2.

Муниципальные правовые акты

1.2.1., 1.2.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 1.1., 1.2., 1.3.

III. Требования к профессиональным навыкам

Расчет нормативов затрат на реализацию программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях.

Составление отчета на основе расчетов распределения субвенций в части обеспечения дополнительного образования детей.

главные должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <3>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <4>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.11., 1.12., 1.14.

Законы субъекта Российской Федерации

1.1.1., 1.1.2.

Муниципальные правовые акты

1.2.1., 1.2.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 1.1., 1.2., 1.3.

III. Требования к профессиональным навыкам

Расчет нормативов затрат на реализацию программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях.

Составление отчета на основе расчетов распределения субвенций в части обеспечения дополнительного образования детей.

ведущие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <5>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <6>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 1.10., 1.11., 1.12., 1.13.

Законы субъекта Российской Федерации

1.1.1., 1.1.2.

Муниципальные правовые акты

1.2.1., 1.2.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 1.1., 1.2., 1.3.

III. Требования к профессиональным навыкам

Расчет нормативов затрат на реализацию программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях;

Составление отчета на основе расчетов распределения субвенций в части обеспечения дополнительного образования детей.

старшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

без предъявления требований к стажу

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 1.10., 1.11., 1.12.

Законы субъекта Российской Федерации

1.1.1., 1.1.2

Муниципальные правовые акты

1.2.1., 1.2.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 1.3.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление отчета на основе расчетов распределения субвенций в части обеспечения дополнительного образования детей.

младшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

без предъявления требований к стажу

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 1.9., 1.10., 1.11., 1.12., 1.13.

Законы субъекта Российской Федерации

1.1.1., 1.1.2.

Муниципальные правовые акты

1.2.1., 1.2.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 1.3.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление отчета на основе расчетов распределения субвенций в части обеспечения дополнительного образования детей.

Направление профессиональной деятельности:

Регулирование образования, научной, научно-технической

и инновационной деятельности

Специализация по направлению профессиональной деятельности:

Формирование, развитие и профессиональное совершенствование

кадрового потенциала системы образования

высшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <7>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <8>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.7., 2.8., 2.9., 2.10.

Законы субъекта Российской Федерации

2.2.1., 2.2.2., 2.2.3.

Муниципальные правовые акты

2.3.1., 2.3.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 2.1., 2.2.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиков.

главные должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <9>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <10>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.7., 2.8., 2.9., 2.10.

Законы субъекта Российской Федерации

2.2.1., 2.2.2., 2.2.3.

Муниципальные правовые акты

2.3.1., 2.3.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 2.1., 2.2.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиков.

ведущие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психология" <11>, "Менеджмент организации", "Педагогика и психология" <12>.

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 2.1., 2.7., 2.8., 2.9., 2.10.

Законы субъекта Российской Федерации

2.2.1., 2.2.2., 2.2.3.

Муниципальные правовые акты

2.3.1., 2.3.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.3., 0.4., 0.5., 0.6., 2.1.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление образовательных программ и учебных планов, рабочих программ образовательных программ и учебных планов учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

старшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

без предъявления требований к стажу

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 2.1., 2.4., 2.5., 2.10.

Законы субъекта Российской Федерации

2.2.1., 2.2.2.

Муниципальные правовые акты

2.3.1., 2.3.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.5., 0.6., 2.1., 2.2.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

младшие должности муниципальной службы

----------------------------------------------------------------

(группа должностей муниципальной службы)

I. Требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки

без предъявления требований к стажу

II. Требования к профессиональным знаниям

1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов

Знание нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности":

Федеральные законы

0.1., 0.2., 0.3., 2.1., 2.4., 2.5., 2.10.

Законы субъекта Российской Федерации

2.2.1., 2.2.2.

Муниципальные правовые акты

2.3.1., 2.3.2.

В должностной инструкции муниципального служащего могут быть определены дополнительные нормативные правовые акты, знание которых может потребоваться для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим после назначения на должность муниципальной службы.

2. Иные профессиональные знания

Профессиональные знания, включенные в Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности "Регулирование образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности": 0.1., 0.2., 0.6., 2.2.

III. Требования к профессиональным навыкам

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

--------------------------------

<1> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<2> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

<3> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<4> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

<5> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<6> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

<7> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<8> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

<9> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<10> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

<11> В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.

<12> В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО

ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Перечень ключевых нормативных правовых актов по направлению

профессиональной деятельности "Регулирование образования,

научной, научно-технической и инновационной деятельности"

Федеральные законы

0.1. Конституция Российской Федерации - гл. 2, ст. 43;

0.2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Муниципальные правовые акты

0.3. постановление администрации г. Н. Новгорода от 17 октября 2014 г. N 4258 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования города Нижнего Новгорода на 2015 - 2017 годы".

Перечень нормативных правовых актов по специализации

профессиональной деятельности "Организация дополнительного

образования детей в муниципальных образовательных

организациях" по направлению профессиональной деятельности

"Регулирование образования, научной, научно-технической

и инновационной деятельности"

Федеральные законы

1.1. Семейный кодекс Российской Федерации - гл. 11, ст. 56, гл. 12, ст. 63;

1.2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

1.3. Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей";

1.4. Федеральный закон от 27 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

1.5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

1.6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

1.7. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении основ государственной культурной политики";

1.8. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

1.9. распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;

1.10. распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

1.11. распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р о Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы;

1.12. распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей;

1.13. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

1.14. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации

1.1.1. постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области";

1.1.2. постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. N 991 "Об утверждении плана реализации государственной программы "Развитие образования Нижегородской области" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов";

Муниципальные правовые акты

1.2.1. постановление администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от 25 декабря 2014 г. N 573 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования Ардатовского муниципального района Нижегородской области на 2015 - 2017 годы";

1.2.2. постановление администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от 29 декабря 2014 г. N 581 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие молодежной политики на территории Ардатовского муниципального района на 2015 - 2017 годы".

Перечень нормативных правовых актов по специализации

профессиональной деятельности "Формирование, развитие

и профессиональное совершенствование кадрового потенциала

системы образования" по направлению профессиональной

деятельности "Регулирование образования, научной,

научно-технической и инновационной деятельности"

Федеральные законы

2.1. Трудовой кодекс Российской Федерации - гл. 1, ст. 1, ст. 2;

2.2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

2.3. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации";

2.4. постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";

2.5. постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";

2.6. постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";

2.7. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

2.8. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования");

2.9. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации";

2.10. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений".

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации

2.2.1. Закон Нижегородской области от 21 апреля 2003 г. N 28-З "О наградах и премиях Нижегородской области";

2.2.2. постановление Правительства Нижегородской области от 11 марта 2014 г. N 157 "О порядке формирования заявок на целевое обучение специалистов для работы в подведомственных Министерству образования Нижегородской области государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность";

2.2.3. приказ Министерства образования Нижегородской области от 11 января 2009 г. N 2 "Об утверждении положения о наградах Министерства образования Нижегородской области".

Муниципальные правовые акты

2.3.1. распоряжение администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от 12 сентября 2013 г. N 576 об утверждении перспективного плана аттестации педагогических работников;

2.3.2. распоряжение администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от 17 ноября 2014 г. N 704 об утверждении перспективного плана повышения квалификации педагогических работников.

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ

ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНОЙ,

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Перечень ключевых профессиональных знаний по направлению

профессиональной деятельности "Регулирование образования,

научной, научно-технической и инновационной деятельности"

0.1. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации;

0.2. Понятие, цели, элементы системы образования в Российской Федерации;

0.3. Основные методы и средства обучения и воспитания;

0.4. Основные образовательные технологии;

0.5. Принципы организации и деятельности образовательных учреждений;

0.6. Структура основных и дополнительных образовательных программ в Российской Федерации.

Перечень профессиональных знаний по специализации

профессиональной деятельности "Организация дополнительного

образования детей в муниципальных образовательных

организациях" по направлению профессиональной служебной

деятельности "Регулирование образования, научной,

научно-технической и инновационной деятельности"

1.1. Особенности получения детьми дополнительного образования в условиях развития современной системы образования;

1.2. Принципы деятельности педагога дополнительного образования;

1.3. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей.

Перечень профессиональных знаний по специализации

профессиональной деятельности "Формирование, развитие

и профессиональное совершенствование кадрового потенциала

системы образования" по направлению профессиональной

служебной деятельности "Регулирование образования, научной,

научно-технической и инновационной деятельности"

2.1. Понятие, сущность, цели образовательных стандартов;

2.2. Принципы, порядок разработки образовательных программ обучения.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте