Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2015 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Минкультуры России разработаны методические рекомендации с целью оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

Особенность регионального уровня развития туристско-рекреационного комплекса (далее - ТРК) связана с реализацией следующих основных принципов:

- принципы обратной связи, предполагающий учет степени удовлетворения потребностей при выработке управленческих решений;

- принципы системности и комплексности, утверждающие взаимозависимость элементов ТРК; в соответствии с чем функционирование и развитие элементов ТРК осуществляется в результате взаимодействия их друг с другом и с окружающей их средой.

Эффективность развития регионального туристско-рекреационного комплекса определяется решением двух основных задач:

1. Удовлетворенность потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил.

2. Стимулирование устойчивого социально-экономического развития региона.

Задачи

Направления

Удовлетворение потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил

Развитие инфраструктуры туристско-рекреационной сферы региона

Развитие трансп. инфраструктуры

Прямые гос. инвестиции

Развитие оздоровительных и культурных центров

Разработка мер налогового регулирования

Повышение качества туристско-рекреационных услуг

Стандартизация туристско-рекреационных услуг

Разработка национальных стандартов

Классификация средств размещения

Проведение классификации в соответствии с порядком классификации гостиниц и иных средств размещения

Обеспечение условий для личной безопасности туристов

Формирование целевых программ для правоохранительных органов и частных охранных предприятий.

Создание условий для увеличения объемов частных инвестиций и роста конкуренции

Привлечение инвесторов

Формирование системы налоговых льгот.

Развитие малого предпринимательства

Упрощение порядка регистрации и ведения хозяйственной деятельности.

Стимулирование устойчивого социально-экономического развития региона

Сохранение и воспроизводство природных и культурно-исторических

ресурсов региона

Осуществление природоохранной деятельности

Государственное финансирование развития ООПТ

Правовое обеспечение и государственный контроль развития ТРК на ООПТ.

Осуществление охраны и рациональной эксплуатации объектов культурного наследия региона, развитие народных промыслов и ремесел

Государственное финансирование культурно-исторических объектов

Контроль за использованием объектов в туристско-рекреационной сфере

Поддержка местных промыслов и народных ремесел

Разработка, принятие и контроль соблюдения градостроительных регламентов

Правовое обеспечение, общественный и государственный контроль

Расширение рынка труда и повышения занятости населения

Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для туристско-рекреационной сферы

Разработка гос. обр. стандартов.

Формирование непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии

Регулирование миграционной активности населения при реализации крупных инвестиционных проектов

Правовое обеспечение

Активизация въездного и внутреннего туризма

Формирование и реализация государственной маркетинговой стратегии продвижения туристских продуктов

Разработка и выполнение целевых программ, развитие сетей туристско-информационных центров и продвижение туристских продуктов в сети Интернет

Создание туристско-рекреационных кластеров

Целевое выделение земельных участков, правовое обеспечение, налоговые льготы.

Одним из важных показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма является показатель туристской привлекательности региона. Туристская привлекательность региона зависит от множества факторов, на которые можно воздействовать с помощью выработки правильных и грамотных управленческих решений в сфере туризма на региональном уровне.

В представленной таблице приведены основные факторы, по которым оценивается привлекательность туристского региона (дестинации). Каждый фактор рекомендуется характеризовать набором показателей, которые имеют ряд признаков.

Факторы, определяющие привлекательность туристской дестинации.

Факторы

Показатели

Признаки

Наличие туристско-рекреационных ресурсов, обладающих привлекательностью для потенциального туриста, формирующих туристский интерес, определяющих цель путешествия и туристские ожидания

Природные достопримечательности

Наличие выдающихся природных объектов

Культурно-исторические достопримечательности

Культурные достопримечательности

Архитектурные достопримечательности

Исторические достопримечательности

Археологические достопримечательности

Народные промыслы, фольклор

Объекты религиозного туризма

Оздоровительные ресурсы

Морские курорты

Минеральные источники

Санатории

Событийные мероприятия

Проведение известных культурных мероприятий

Проведение музыкальных и фольклорных фестивалей

Организация и проведение ярмарок, выставок

Доступность туристской дестинации

Территориальная (транспортная) доступность

Удаленность от места проживания туриста

Разнообразие (количество) видов транспорта для доставки туристов в дестинацию

Среднее время в пути

Наличие беспересадочных вариантов доставки

Визовая доступность

Необходимость оформления визы или безвизовый режим

Упрощенный порядок оформления визы

Сроки оформления визы

Стоимость оформления визы

Ценовая доступность

Стоимость турпродукта (тура) в дестинацию

Стоимость доставки туриста

Стоимость проживания

Стоимость сопутствующих услуг

Информационная доступность

Наличие достаточного количества информации по дестинации в интернете, печатных СМИ и других источниках

Наличие информации на языке, доступном для туриста

Язык общения в дестинации

Инфраструктура туристской дестинации

Гостиничная инфраструктура

Наличие гостиниц определенной звездности, интересующих туриста

Наличие свободных мест в интересующий гостя период

Инфраструктура общественного питания

Наличие ресторанов, кафе и т.п.

Интерес туриста к национальной кухне

Наличие "брендовых" национальных блюд

Транспортная инфраструктура внутри дестинации

Наличие общественного транспорта

Загруженность дорог (пробки)

Наличие специфической туристской инфраструктуры в зависимости от специфики вида туризма

Наличие пунктов проката спортивного снаряжения

Наличие сопутствующих услуг

Объекты развлечений

Наличие привлекательных для туриста объектов развлечений

Наличие необычных развлечений (участие в национальных обрядах и т.п.)

Уровень цен в дестинации (соотношение цена-качество)

Цена основного турпродукта

Соотношение цена-качество

Цена сопутствующих товаров и услуг

Уровень цен на товары и услуги, потребляемые в процессе путешествия

Уровень цен на товары, приобретаемые в дестинации и потребляемые в месте постоянного проживания туриста

Природные условия туристской дестинации

Природные туристско-рекреационные ресурсы и условия

Флора

Фауна

Водные ресурсы

Климатические и погодные условия

Особенности рельефа и геологического строения

Безопасность пребывания в дестинации

Личная безопасность

Уровень преступности в дестинации

Возможность получения необходимой медицинской помощи

Общая экологическая и эпидемиологическая обстановка в дестинации

Безопасность багажа и т.п.

Уровень преступности в дестинации

Сохранность багажа на транспорте и в гостинице

Комфортность пребывания туриста в дестинации

Отношение местного населения к приезжим

Степень доброжелательности местного населения к туристам

Готовность местного населения к коммуникации с туристом (знание языка общения)

Знакомая среда

Родной или знакомый язык общения

Знание местных обычаев и особенностей

Исходя из концепции эффективности развития туристско-рекреационного комплекса регионов Российской Федерации, анализа региональных программ развития туризма, а также использования Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержден Правительством Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 2246-р) и "Дорожной карты" по предоставлению отчетности о выполнении Плана реализации Стратегии по развитию туризма до 2020 года был разработан набор критериев (индикаторов) и показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти.

Разработанный набор критериев характеризует как объективные показатели привлекательности и конкурентоспособности туристской дестинации и возможности предоставления качественных туристско-рекреационных услуг различным категориям потребителей, так и отражает роль туризма в социально-экономическом развитии субъектов. Каждый критерий (индикатор) представлен набором показателей, имеющих количественное выражение.

В основе методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма лежит мониторинг субъектов на основе разработанной системы критериев (индикторов).

Мониторинг оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма предполагает сбор и обработку информации, необходимой для проведения расчетов основных показателей, совершенствование системы показателей (индикаторов) развития туризма в регионах, разработка рекомендуемых мер по совершенствованию состава показателей на основе результатов мониторинга.

Задачей мониторинга также является анализ основных тенденций и проблем развития туризма в регионах.

Алгоритм проведения мониторинга:

- сбор и обработка информации по основным показателям, включенным в систему показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

- анализ основных тенденций изменения показателей;

- выявление основных проблем развития туризма в регионе на основе полученных данных;

- совершенствование системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

- совершенствование системы государственной и ведомственной статистической отчетности в части формирования системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

Основными критериями формирования системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма являются:

- формирование актуального информационного поля о динамике развития туризма в регионе;

- оценка развития туризма в регионе на основе количественных и качественных показателей;

- достижение целевых показателей реализации отдельных региональных программ развития туризма;

- улучшение динамики основных показателей развития туризма в регионе.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 03.11.2012 N 1142 (ред. от 26.11.2015) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма будет определяться по формуле:

,

где:

Иk1 - сводный индекс значения критерия "Туристский поток"

Иk2 - сводный индекс значения критерия "Туристские услуги";

Иk3 - сводный индекс значения критерия "Гостиничные услуги";

Иk4 - сводный индекс значения критерия "Трудовые ресурсы";

Иk5 - сводный индекс значения критерия "Объекты туристкой инфраструктуры";

Иk6 - сводный индекс значения критерия "Рекламная деятельность регионов по продвижению туристских продуктов и услуг";

Иk7 - сводный индекс значения критерия "Образование в сфере туризма";

Иk8 - сводный индекс значения критерия "Программные мероприятия";

Иk9 - сводный индекс значения критерия "Развитие "безбарьерного туризма";

Иk10 - сводный индекс значения критерия "Роль туризма в экономике региона";

Иk11 - сводный индекс значения критерия "Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере развития туризма

Сводный индекс значения каждого из критериев определяется как сумма сводных индексов каждого из показателей.

Сводный индекс значения каждого из показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма определяется по формуле:

Ип = 0,6 x Ист + 0,4 x Исо,

где:

Ист - ранжированный индекс среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Исо - ранжированный индекс среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Индекс среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется:

Ист = (Т - Тмин) : (Тмакс - Тмин),

где:

Т - значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;

Тмин - минимальное значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;

Тмакс - максимальное значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному.

Индекс среднего объема показателя эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется по формуле:

Исо = (О - Омин) : (Омакс - Омин),

где:

О - значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;

Омин - минимальное значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;

Омакс - максимальное значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному.

Средний темп роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:

,

где:

Пj - значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный период;

Пj-1 - значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному;

Пj-2 - значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий на 2 года отчетному;

Пj-3 - значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий на 3 года отчетному.

Значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:

.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма заполняют форму направляют в Министерство культуры Российской Федерации для дальнейшей обработки.

В целях получения комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма необходимо учитывать их индивидуальную оценку, которая присуждается на основе экспертного мнения комиссии, формируемой Министерством культуры Российской Федерации.

Комплексная оценка эффективности деятельности региональных туристских администраций может являться основой для составления рейтинга регионов. В основу составления рейтинга должны быть положены официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Федерального агентства по туризму, а также данные, полученные по запросам Министерства культуры Российской Федерации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма для осуществления мониторинга реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, отражающие их деятельность по созданию условий для продвижения туристских возможностей региона.

Форма

Характеризуемый объект

N

Наименование показателя

ед. измерения

год

2014

2015

2016

1. Туристский поток

1.

Количество туристских прибытий российских граждан (поездок)

(тыс. чел.)

2.

Количество прибытий иностранных туристов (поездок)

(тыс. чел.)

3.

Количество экскурсантов

(тыс.)

2. Туристские услуги

4.

Объем предоставленных туристских услуг

(млн. руб.)

5.

Количество туристских агентств

6.

Количество туроператоров в сфере внутреннего и въездного туризма

(ед.)

7.

Количество приоритетных направлений туризма, закрепленных в региональных программных документах и постановлениях

(ед.)

3. Гостиничные услуги

8.

Число коллективных средств размещения

(ед.)

9.

Доля классифицированных коллективных средств размещения

(%)

10.

Число номеров в коллективных средствах размещения

(кол-во номеров)

11.

Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения

(тыс. чел.)

13.

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения

(тыс. чел.)

14.

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей

(млн. руб.)

4. Трудовые ресурсы

15.

Численность занятых в туристских предприятиях

(чел.)

16.

Численность занятых в гостиничных предприятиях

(чел.)

17.

Численность аккредитованных гидов, экскурсоводов

(чел.)

5. Объекты туристской инфраструктуры

18.

Количество вновь построенных и реконструированных объектов туристской инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства

(ед.)

19.

Количество организованных пляжей (за исключением арктических и субарктических территорий)

(ед.)

20.

Доля организованных пляжей, прошедших классификацию в отчетном году - начиная с 2016 г. (за исключением арктических и субарктических территорий)

(ед.)

21.

Количество горнолыжных трасс

(ед.)

22.

Доля горнолыжных трасс, прошедших классификацию в отчетном году - начиная с 2016 г.

(ед.)

6. Рекламная деятельность регионов по продвижению туристских продуктов и услуг

23.

Количество российских и международных специализированных выставок, в которых регион принял участие

(ед.)

24.

Количество событийных мероприятий, проводимых при поддержке региональных туристских администраций

(ед.)

25.

Количество туристских информационных центров

(ед.)

7. Образование в сфере туризма

26.

Доля специалистов региональных и муниципальных туристских администраций, имеющих профильное туристское образование

(%)

27.

Доля специалистов региональных и муниципальных туристских администраций, прошедших повышение квалификации или переподготовку в сфере туризма за отчетный период

(%)

28.

Количество образовательных мероприятий (семинаров, мастер-классов, образовательных программ), реализованных по инициативе органов исполнительной власти

(ед.)

8. Программные мероприятия

29.

Количество разработанных инвестиционных муниципальных, межмуниципальных и региональных туристско-рекреационных проектов (проектов туристско-рекреационных и автотуристских кластеров)

(ед.)

30.

Доля муниципальных районов и городских округов региона, имеющих утвержденные целевые программы (подпрограммы) по развитию туризма от общего количества муниципальных районов и городских округов региона.

(%)

9. Развитие "безбарьерного"

туризма

31.

Доля доступных для людей с ограниченными физическими возможностями гостиничных предприятий и иных средств размещения в общем объеме гостиничных предприятий и иных средств размещения региона

(%)

32.

Доля доступных для людей с ограниченными физическими возможностями объектов показа в общем объеме объектов показа региона

(%)

10. Роль туризма в экономике региона

33.

Доходы в консолидированный бюджет региона от туристско-рекреационной деятельности

(млн. руб.)

34.

Количество резидентов, реализующих инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере

(ед.)

Другие документы по теме
Ошибка на сайте