Рейтинг@Mail.ru
36310
Оставить комментарий Распечатать

Учет займов в бухгалтерском учете: проводки

Размер шрифта:

Как происходит учет займов и кредитов и какова вообще разница между займом и кредитом? Рассмотрим проводки получения и погашения кредитов и займов, основные и дополнительные затраты по кредитам и займам и нюансы кредита и заёма в натуральной форме.

Понятия «кредит» и «заём»

Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 15/2008. Документ бухгалтеру следует периодически перепроверять, т. к. изменения, которые в него вносятся, влекут за собой внесение корректировок в учет. Важно понимать разницу между понятиями «кредит» и «займ». Кредит может выдаваться только специализированной организацией, которая имеет лицензию на такой вид деятельности, например, банк (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Выдается он только в денежной форме и только под проценты. Займ может быть выдан любой организацией, ИП или физлицом. Ограничений по форме выдачи для него нет: это может быть как денежная форма, так и вещественная. Процентов за пользование он может не иметь.

Краткосрочные и долгосрочные займы

Учет займов в бухгалтерском учете зависит от времени его использования заемщиком. Для ведения расчетов по краткосрочным займам (выданным на срок до 1 года) используется счет 66. Для долгосрочных (выданных на срок более 1 года) используется счет 67. Если случается так, что долгосрочные погашаются меньше чем за 365 дней, то их необходимо переводить на счет 66.

Учет займов в бухгалтерском учете следует разделять в аналитике:

  • по видам поступивших средств;
  • по источникам средств;
  • по основным и дополнительным затратам.

Основные и дополнительные затраты кредитов и займов

К основным затратам относят:

  • проценты;
  • курсовые разницы по процентам.

К дополнительным затратам относят прочие затраты, связанные с получением кредита или займа. Например оплату услуг эксперта, затраты на связь, покупку канцелярских принадлежностей, уплату налогов и сборов и пр.

Проводки по кредитам и займам

Затраты отражаются в составе прочих расходов предприятия. Если они были получены для инвестиционной деятельности предприятия, то затраты по ним включаются в стоимость создаваемого актива до момента ввода этого актива в эксплуатацию (данное условие не применяется для малого бизнеса на УСН).

Проводки по кредиту в этой статье подразумевают проводки по займу, т. к. коммерческие организации, как уже говорилось, кредиты выдавать не могут.

К счетам 66 и 67 необходимо завести субсчета для учета суммы основного долга и задолженности по процентам. Например, для учета основного долга использовать счет 66-1 (67-1), для учета долга по процентам — счет 66-2 (67-2).

Получен кредит, проводка:

  • Дебет 51, 50, 41, 08, 10 Кредит 66-1, 67-1 — получен займ (долгосрочный кредит, проводки);
  • Дебет 91-2 Кредит 66-2, 67-2 — суммы основных затрат включены в состав операционных расходов;
  • Дебет 67-1 Кредит 66-1 — долгосрочный займ переведен в краткосрочный;
  • Дебет 91-2 Кредит 60, 76 — учтены суммы дополнительных затрат;
  • Дебет 60, 76 Кредит 51 — оплачены суммы дополнительных затрат.

Погашен кредит, проводка:

  • Дебет 66-1, 67-1 Кредит 51, 50, 41, 08, 10 — погашен займ (погашение кредита, проводки);
  • Дебет 66-2, 67-2 Кредит 51 — погашены проценты по займам.

Точных указаний о том, какую дату нужно указать при отражении задолженности, Положение ПБУ 15/2008 не содержит. Как правило, бухгалтеры используют дату подписания договора или дату фактического поступления займа. И тот и другой варианты являются правильными. При получении займа в натуральной форме с точки зрения налогообложения разницы нет. Но некоторые нюансы стоит отметить.

Особенности займа в натуральной форме

При получении займа в натуральной форме предприятие бывает вынуждено приобретать расходные материалы или основные средства, сопутствующие для использования полученного займа. Принимать к учету их следует в сумме фактических затрат без включения НДС. При возврате себестоимость имущества необходимо рассчитать равной расходам на момент их приобретения. Таким образом возникнет ценовая разница между полученными и возмещаемыми активами заемщику.

Данную разницу бухгалтеру необходимо включить в состав прочих расходов или доходов:

  • Дебет 91-2 Кредит 66, 67 — списана ценовая разница, возникшая в результате роста стоимости имущества;
  • Дебет 66, 67 Кредит 91-1 — списана ценовая разница, возникшая в результате снижения стоимости имущества.

Контрольные моменты при учете займа

Есть нюансы, которые следует учитывать:

  1. Начисленные проценты должны соответствовать ставке рефинансирования, установленной ЦБ на период списания.
  2. Суммы и условия списания процентов должны быть сопоставимы кредитным обязательствам и займам по условиям договоров.
  3. Налоговая разница и суммы налоговых обязательств должны быть рассчитаны в соответствии с ПБУ 15/2008 и отражены в бухгалтерском учете и отчетной документации.

Бухгалтеру следует следить за изменениями нормативных документов, так как законодательно могут вводиться новые правила, регулирующие учет кредитов и займов, отменяющие ранее действующие. Если бухгалтерский учет кредитов и займов будет выполнен неверно, то налоговиками это может быть расценено как неверное ведение бухучета с применением соответствующих штрафных санкций.

Оставить комментарий Распечатать
Петрова Наталья Юрьевна

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте